Особое место в системе государственных органов России занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI до середины XVII века. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили Боярская дума, «Освященный собор» (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов. Духовная и светская аристократия представляла собой элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска и бюрократического аппарата. Верхушка посадского населения была главным источником денежных доходов казны. Этими основными функциями объясняется присутствие представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться[11].
Сразу же после освобождения Москвы временное правительство Дмитрия Трубецкого и Дмитрия Пожарского приступило к подготовке Избирательного Земского Собора. Уже в первых числах ноября по городам и областям России были разосланы повестки с призывом, отправить в Москву по десять «лучших, крепких и разумных» людей от каждого города «для земского совета и для государственного избрания». Постепенно количество выборщиков, представителей всех сословий - от посадских людей до духовенства - достигло полутысячи, они съехались из пятидесяти городов России, откликнувшихся на приглашение участвовать в царских выборах. В Москве их ждал хаос политической борьбы с угрозами, подкупами и подтасовками. Кандидатов на русский трон было много, и депутатов разрывали между собой сторонники различных партий.
Организаторам предстояло решить весьма непростую задачу. В состав Земского собора традиционно входила Боярская дума. В условиях, когда в 1611-1612 годах многие бояре сотрудничали с иноземцами, добиться их участия в работе Земского собора было весьма проблематично.
Путём переговоров удалось достичь компромисса. Стороны согласились на включение в список кандидатов на царское избрание пропорционально как деятелей Семибоярщины (князей Федора Ивановича Мстиславского и Ивана Михайловича Воротынского, Ивана Никитича Романова, Федора Ивановича Шереметьева), так и руководителей Земского ополчения - князей Дмитрия Тимофеевича Трубецкого и Дмитрия Михайловича Пожарского, Ивана Борисовича Черкасского, Петра Ивановича Пронского. Дума дала согласие на созыв собора, а Трубецкой и Пожарский отправили в провинцию окружные грамоты, в которых утверждалось, что бояре якобы силою удерживались поляками в Москве. Во избежание возможных эксцессов Мстиславский «со товарищи» отправились по русским монастырям «на богомолье».
Другой проблемой властей было наличие в объединённом ополчении фактического двоевластия: двух высших органов власти - Совета всея земли и Казачьего круга, отношения между которыми были отнюдь не безоблачными. Летом 1611 года внезапно вспыхнувший между Советом и Кругом конфликт стоил жизни одному из вождей движения ополчений Прокопию Ляпунову.
Опорой земского движения 1611-1612 годов была провинция, которая создала из выборных уездных людей Совет всея земли - высший орган государственной власти в отсутствие царя, Боярской думы и Земского собора правильного состава. Поэтому князья Дмитрий Трубецкой и Дмитрий Пожарский постарались добиться как можно более широкого представительства уездных чинов на избирательном соборе. С этой целью они отложили срок начала работы собора на месяц, потому что не все земские представители прибыли в Москву к назначенному сроку 6 декабря 1612 года - Николину дню осеннему.
После освобождения столицы и отъезда большей части дворян и детей боярских по вотчинам и поместьям политический вес Казачьего круга резко возрос. Казаки были убеждены, что только избрание нового царя поможет им решить все проблемы, и, в отличие от дворян и детей боярских, наотрез отказывались покинуть столицу. Все попытки руководителей ополчения отправить их из Москвы под предлогом борьбы с атаманом Иваном Заруцким, к которому прибилась Марина Мнишек, успеха не имели[12].
Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения
Тюрко-татарская теория происхождения татарского этноса подчеркивает тюрко-татарские истоки современных татар, отмечает важную роль в их этногенезе этнополитической традиции Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарского каганата, Волжской Булгарии, кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп степей Евразии.
Тюрко-татар ...
Религиозные взгляды
Вопреки антихристианским настроениям в Гоминьдане, желая жениться на Сун Мэйлин, генерал Чан Кайши согласился с условием, поставленным ее матерью — принять христианство.
Свадьба состоялась 1 декабря 1927, однако крещение в методистской церкви Чан Кайши принял лишь по прошествии почти трех лет — 23 октября 1930, перед этим тщательно исс ...
История нефтяной Чернушки.
Первые шаги нефтяниками на Чернушинской земле были сделаны в послевоенные годы. Велась разведка геологами-поисковиками, сейсморазведкой, разведкой структурного бурения. Начальником поисковой группы, работавшей в Чернушинском и Куединском районах был Зверев Владимир Анатольевич. Результатом большой работы стало выявление нефтеносных стру ...