Реформы Петра I

Деятельность Петра можно условно разделить на два периода: 1695–1715 и 1715–1725 года.

Важной особенностью первого периода

является решение задач внутреннего переустройства страны из-за Семилетней войны. Реформы проводились в основном силовыми методами и сопровождались грубым вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогов). Реформы не имели четкого плана и проводились как ответ на запросы текущего момента, не были подготовлены соответствующие люди для проведения реформ, шла борьба со старыми административными кадрами. Поэтому многие реформы были неудачными и недоведенными до конца.

Во второй период

реформы стали более планомерные. Начали сказываться результаты реформ, появляться опытные люди (птенцы гнезда Петрова).

В целом петровские реформы были подчинены интересам всего общества.

На этом основывалась вся деятельность Петра, хотя и носила насильственный характер. Что касается темпов реформ

, то они зависели от срочности решения конкретной задачи. При этом некоторые реформы приводили к кардинальной ломке общественных отношений и переустройству структур и учреждений.

Во главе всех реформ стояло создание боеспособной армии европейского образца, все остальные реформы были подчинены этой главной заботе Петра.

По инициативе Петра была создана регулярная армия и военно-морской флот, открыты военные учебные заведения (навигационная, инженерная и артиллерийская школы), принято военное законодательство, созданы органы управления армией и флотом. Армия комплектовалась на основе регулярных рекрутских наборов

и была пожизненной.

Во внешней торговле

активно проводилась политика меркантилизма(поощрение развитие собственного производства и экспорта, высокие налоги на импорт). Промышленность высокими ввозными пошлинами ограждалась от иностранной конкуренции (политика протекционизма

).

Но в первую очередь Петр заботился о тех отраслях промышленности, которые работали на снабжение армии. Владельцам мануфактур Петр разрешил покупать крестьян для работы на мануфактурах (посессионные крестьяне

).

Реформа системы управления

страной проводилась по западным, в основном протестантским моделям. В результате административных реформ сложился централизованный бюрократический аппарат, в целом сохранившийся до 1917 года. Возглавлялся этот аппарат самим царем, обладавшим всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной властью. Таким образом Россия вошла в период абсолютизма

. В 1711 году окончательно деградировавшая Боярская дума заменяется Сенатом

, члены которой назначаются царем. Функцией сената было издание указов, ему принадлежала исполнительная и судебная власть. За деятельностью Сената с 1722 года наблюдал генерал-прокурор

с правом личного доклада царю и подчиненная ему прокуратура. В 1717–1718 году Петр заменил старую систему приказов на отраслевые коллегии

. Города подчинены магистратам

, в церкви упразднено патриаршество и создан Синод

. Таким образом церковь стала частью государственного аппарата. В 1708–1710 годах прошла областная реформа

: страна разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, которые обладали административной, судебной и военной властью. Губернии делились на провинции, провинции – на уезды.

В 1718–1724 годах проведена перепись населения и введена подушная подать

(налог на мужчин). Это привело к удвоению налогов и распространению крепостного права на ранее свободные слои населения. В результате переписи крестьяне были разделены на государственных и частновладельческих

. Городское население разделено на регулярных

(купцы, промышленники, торговцы, крупные ремесленники) и нерегулярных(мелкие ремесленники и городская беднота). Это деление позволило повысит экономическую активность купцов и ремесленников путем освобождения регулярных людей от многих казенных повинностей.

Привилегированным сословиями остались аристократия и дворянство

. Однако их землевладение было поставлено в зависимость от государственной службы. Таким образом, аристократия и дворянство окончательно было уравнено в правах. Продвижению по социальной лестнице способствовало введение Табеля о рангах

, что позволило расширить слой дворянства. Продвижение по служебной лестнице определялось профессиональными качествами человека.

Герб Ставропольского края
Геральдический щит разделен по горизонтали на две части. В верхней половине на голубом фоне помещен главный элемент исторического гер­ба Ставропольской губернии, утвер­жденного в 1878 г.: на вершине се­ребряной горы изображение крепо­сти, к воротам которой ведет доро­га. Над воротами изображение пентограммы (пятиугольника) как символа з ...

Герои, награжденные орденами
К началу XIX века в России существовало пять орде нов, которыми могли быть отмечены военные подвиги: высший русский орден св. Андрея Первозванного, ордена св. Александра Невского, Владимира, Анны и самый почетный военный орден дореволюционной России - св. Георгия. Орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром I в 1698 году, выдавался ...

Функция административного управления
Чтобы управлять огромным государством фараон создает разветвленный аппарат управления. Количеством чиновников древний Египет мог посоперничать с современностью. Назначение их зависело от воли царя. Так, некий чиновник повествует о своем темном происхождении следующим образом: "Вы будете беседовать о нем друг с другом и старики буд ...