Культура славян X–XIII веков

История » Основные этапы истории России » Культура славян X–XIII веков

После Крещения Руси начался процесс объединения самобытной славянской культуры и культуры Византии, Сербии и Болгарии в русле православия. С начала Х века появляется принесенная из Сербии письменность, созданная братьями Кириллом и Мефодием

. Центрами книжности и летописания становятся монастыри. К XI веку письменность была довольно широко распространена среди населения, что подтверждает большое количество берестяных грамот.

Становление письменности способствовало созданию и развитию древнерусской литературы. Широко переводились с греческого и сербского языков богослужебная литература, исторические сочинения, сборники изречений античных и византийских авторов. К 1057 году

относят создание древнейшей русской книги – Остромирова Евангелия

. В середине XI века появляется оригинальная русская литература: «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона

. Своего расцвета древнерусская литература достигает в XII–XIII веках. Жемчужиной древнерусской литературы становится «Слово о полку Игореве

» – повесть о походе князя Игоря в 1185 году против половцев. В конце XI века возникает летописание – погодная запись о событиях. Автором первой русской летописи считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор

. После начала периода феодальной раздробленности каждое княжество старается самостоятельно вести летописание.

Декоративно-прикладное искусство обогатилось техниками, привезенными из Византии: филигрань

– напаивание тонкой проволоки и шариков, чернь

– заливка серебряной поверхности черным фоном, эмаль

– создание цветного рисунка на металической поверхности.

С конца Х века в Киеве начинается каменное строительство. Первой каменной постройкой была церковь Богоматери (Десятинная церковь),

получавшая от князя Владимира десятую часть его доходов. К наиболее значительным памятникам построенных Ярославом Мудрым относят Киевскую Софию

(1054) и Новгородскую Софию

(1050).

После крещения Руси из ее культуры постепенно исчезает «круглая» скульптура, которая ассоциируется с языческим идолами. Рельефы сохраняется в декоре каменных построек.

Храмы украшаются мозаиками, фресками и деревянными иконами. Особенно широко применяется фреска

– роспись по сырой штукатурке – на которой изображаются религиозные и светские сюжеты.

После начала периода феодальной раздробленности в наиболее крупных княжествах формируются самостоятельные архитектурные и иконописные школы. При князе Андрее Боголюбском во Владимире возводятся Успенский собор, Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове и поэтичный храм Покрова на Нерли.

Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине XIX века о путях развития страны
После окончания Отечественной войны 1812 года многие в России и особенно крестьяне ожидали перемен. Необходимость отмены крепостного права осознавал и император Александр I, и часть дворян – офицеров. После выступления императора на открытии польского сейма Новосильцеву было поручено составить Уставную грамоту для всей России . По проек ...

Заключение:
Нет и не было общества без наград. Государственные награды являлись и являются по сей день социальными феноменами и несут на себе печать своего общества, своего времени в них отраженно «социальное лицо» эпохи, конкретного исторического времени. По ним можно определить уровень развития самого общества. И они не могут быть не интересны н ...

Кандидаты на царский трон
Вокруг кандидатуры будущего царя на Соборе разгорелась острая борьба. Предлагали призвать «королевича» из Польши или Швеции; вспоминали, что царя можно избирать только из «природных московских бояр» и выдвигали претендентов из старых русских княжеских родов; предлагали даже сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек. По настоянию представителей ...