Культура славян X–XIII веков

История » Основные этапы истории России » Культура славян X–XIII веков

После Крещения Руси начался процесс объединения самобытной славянской культуры и культуры Византии, Сербии и Болгарии в русле православия. С начала Х века появляется принесенная из Сербии письменность, созданная братьями Кириллом и Мефодием

. Центрами книжности и летописания становятся монастыри. К XI веку письменность была довольно широко распространена среди населения, что подтверждает большое количество берестяных грамот.

Становление письменности способствовало созданию и развитию древнерусской литературы. Широко переводились с греческого и сербского языков богослужебная литература, исторические сочинения, сборники изречений античных и византийских авторов. К 1057 году

относят создание древнейшей русской книги – Остромирова Евангелия

. В середине XI века появляется оригинальная русская литература: «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона

. Своего расцвета древнерусская литература достигает в XII–XIII веках. Жемчужиной древнерусской литературы становится «Слово о полку Игореве

» – повесть о походе князя Игоря в 1185 году против половцев. В конце XI века возникает летописание – погодная запись о событиях. Автором первой русской летописи считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор

. После начала периода феодальной раздробленности каждое княжество старается самостоятельно вести летописание.

Декоративно-прикладное искусство обогатилось техниками, привезенными из Византии: филигрань

– напаивание тонкой проволоки и шариков, чернь

– заливка серебряной поверхности черным фоном, эмаль

– создание цветного рисунка на металической поверхности.

С конца Х века в Киеве начинается каменное строительство. Первой каменной постройкой была церковь Богоматери (Десятинная церковь),

получавшая от князя Владимира десятую часть его доходов. К наиболее значительным памятникам построенных Ярославом Мудрым относят Киевскую Софию

(1054) и Новгородскую Софию

(1050).

После крещения Руси из ее культуры постепенно исчезает «круглая» скульптура, которая ассоциируется с языческим идолами. Рельефы сохраняется в декоре каменных построек.

Храмы украшаются мозаиками, фресками и деревянными иконами. Особенно широко применяется фреска

– роспись по сырой штукатурке – на которой изображаются религиозные и светские сюжеты.

После начала периода феодальной раздробленности в наиболее крупных княжествах формируются самостоятельные архитектурные и иконописные школы. При князе Андрее Боголюбском во Владимире возводятся Успенский собор, Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове и поэтичный храм Покрова на Нерли.

Шепелевы.
Из больших московских модниц в то время была жена Д. Д. Шепелева, известного впоследствии героя Отечественной войны 812 года; про эту модницу пел бульварный борзописец следующее: Дальше взоры поражает Блеск каменьев дорогих . Шепелева то блистает В пышных утварях своих. Муж гусар её в мундире Себе в голову забрал, Что красавца, к ...

Политический террор середины 30-х гг. и его цели
В августе 1936г. состоялся первый открытый политический процесс над Зиновьевым, Каменевым и другими оппозиционерами. Они признали себя виновными, несмотря на отсутствие улик. Всё решили их собственные признания. Их обвиняли в выполнении «директив Троцкого» о подготовке покушения на Сталина и его соратников и реставрации капитализма. Суд ...

Семья
Внук Акинфия Никитича Демидова (1678—1745), сын Григория Акинфича (1715—1761). Жена с 1763 года — Анна Николаевна Сибирская (урождённая Глебова) (1725?—1766), детей не было. ...