Культура славян X–XIII веков

История » Основные этапы истории России » Культура славян X–XIII веков

После Крещения Руси начался процесс объединения самобытной славянской культуры и культуры Византии, Сербии и Болгарии в русле православия. С начала Х века появляется принесенная из Сербии письменность, созданная братьями Кириллом и Мефодием

. Центрами книжности и летописания становятся монастыри. К XI веку письменность была довольно широко распространена среди населения, что подтверждает большое количество берестяных грамот.

Становление письменности способствовало созданию и развитию древнерусской литературы. Широко переводились с греческого и сербского языков богослужебная литература, исторические сочинения, сборники изречений античных и византийских авторов. К 1057 году

относят создание древнейшей русской книги – Остромирова Евангелия

. В середине XI века появляется оригинальная русская литература: «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона

. Своего расцвета древнерусская литература достигает в XII–XIII веках. Жемчужиной древнерусской литературы становится «Слово о полку Игореве

» – повесть о походе князя Игоря в 1185 году против половцев. В конце XI века возникает летописание – погодная запись о событиях. Автором первой русской летописи считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор

. После начала периода феодальной раздробленности каждое княжество старается самостоятельно вести летописание.

Декоративно-прикладное искусство обогатилось техниками, привезенными из Византии: филигрань

– напаивание тонкой проволоки и шариков, чернь

– заливка серебряной поверхности черным фоном, эмаль

– создание цветного рисунка на металической поверхности.

С конца Х века в Киеве начинается каменное строительство. Первой каменной постройкой была церковь Богоматери (Десятинная церковь),

получавшая от князя Владимира десятую часть его доходов. К наиболее значительным памятникам построенных Ярославом Мудрым относят Киевскую Софию

(1054) и Новгородскую Софию

(1050).

После крещения Руси из ее культуры постепенно исчезает «круглая» скульптура, которая ассоциируется с языческим идолами. Рельефы сохраняется в декоре каменных построек.

Храмы украшаются мозаиками, фресками и деревянными иконами. Особенно широко применяется фреска

– роспись по сырой штукатурке – на которой изображаются религиозные и светские сюжеты.

После начала периода феодальной раздробленности в наиболее крупных княжествах формируются самостоятельные архитектурные и иконописные школы. При князе Андрее Боголюбском во Владимире возводятся Успенский собор, Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове и поэтичный храм Покрова на Нерли.

Усиление роли боярства в государственном управлении
Одной из важнейших обязанностей вассалов было оказание своему сюзерену помощи советом, обязанность думать вместе с ним "о строе земельном и оратех". Этот совещательный орган при князе (боярская "дума") не имел юридически оформленного статуса, созыв его и состав думцев, так же как и круг вопросов, ставившихся на обсужд ...

Культура в 30-е годы
В 30-е годы началось коренное искоренение старой интеллигенции, которые слабо критиковали большевизм за его экономическую и идеологическую деятельность. Их увольняли с рабочих мест и ссылали в лагеря. Из библиотек изымались книги дореволюционных изданий, разрушались храмы. Официальным историком стал М. Покровский . С 1930 года было вве ...

Персидская война
Сразу по окончании Северной войны Петр начал новую войну - с Персией. 18 июня 1722, после обращения за помощью сына персидского шаха Тохмас-мирзы, из Астрахани по Каспию отплыл 22-тысячный русский отряд. В августе сдался Дербент, после чего русские из-за проблем с провиантом вернулись в Астрахань. В следующем 1723 был завоёван западны ...