Национальный кризис (1610-1613 гг.)

В России начался период междуцарствия. Москва очутилась без правительства, как раз тогда, когда оно ей было нужно больше всего: с двух сторон наступали враги. Все осознавали это, но не знали, на ком остановиться. 17 июля на Красной площади собралась толпа - решали, кого избрать царем. В обсуждении этого вопроса принимали участие бояре, дворяне, духовенство. Рязанцы по указанию своего думного дворянина Прокопия Ляпунова называли князя Василия Васильевича Голицына. Мстиславский и Салтыков настаивали на избрании польского королевича Владислава. Небольшая группа ратовала на шведского королевича. Святейший Гермоген всячески предостерегал народ от избрания иноземца. Он предложил посадить на трон юного Михаила Федоровича Романова.

Патриарх в первую очередь надеялся не столько на Михаила, сколько на его отца - ростовского митрополита Филарета, гонимого при Годунове и Лжедмитриях. Романовы принадлежали к старинному боярскому роду. Они были одни из немногих в то время, кто не скомпрометировал себя во времена Смуты связями с иноземцами. Кроме того, Михаил был связан дальним родством с Рюриковичами. Патриарх не сомневался, что народ, столько раз неудачно выбиравший правителей, примет Михаила как истинного, наследственного царя[8].

Но все знатные бояре поддерживали идею избрания на российский престол польского королевича. 27 августа Москва присягнула Владиславу.

Таким образом, «семибоярщина», не имевшая опоры в стра­не, пошла на прямую национальную измену; в августе 1610 г. бояре впустили в Москву польский гарнизон. Посадив Владислава на московский престол, бояре отдали Россию во власть поляков, а те бесцеремонно стали распоряжаться царской казной, грабить и глумиться над православными реликвиями. Началась открытая польско-литовская интервенция[9].

По всей России начались выступления против признания иноземного царя. Уже в самом начале 1611 г. города переписываются между собою, чтоб всем прийти в соединение, собирать ратных людей и идти на выручку к Москве. «Главный двигатель восстания . был патриарх Гермоген, по мановению которого, во имя веры, вставала и собиралась Земля».

Создаются отряды народного ополчения, во главе которых: рязанский служилый человек Прокопий Ляпунов, князь Дмитрий Трубецкой и казачий предводитель Иван Заруцкий. Они преследуют цель — изгнать из Москвы поляков и восстановить православную монархию. Однако первое ополчение своих главных задач не решило, попытки взять Москву закончились неудачей, и оно перестало представлять реальную военную силу.

Осенью 1611 г. по инициативе земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского было создано второе ополчение в Нижнем Новгороде. В августе 1612 г. оно подошло к Москве и сломило сопротивление польских интервентов. В конце октября 1612 года «земской ратью» был взят штурмом Китай-город, а 26 октября капитулировал польский гарнизон Кремля. Ополченцы торжественно вступили в Кремль. Москва - сердце всей России, была освобождена усилиями народа, который в тяжелый для России час проявил выдержку, стойкость, мужество, спас от национальной катастрофы свою страну[10].

Освобождением столицы не завершались военные заботы ру­ководителей «земской рати». По всей стране бродили отряды польских и литовских шляхтичей и «воровских» казачьих атама­нов, разбойничали на дорогах, грабили села и деревни, зах­ватывали даже города, нарушая нормальную жизнь страны. Но первоочередным по-прежнему стоял вопрос о восстановлении центральной власти, что означало избрание нового царя. Прецедент уже был: избрание «на царство» Бориса Годунова.

Начало политической деятельности Сунь Ятсена
Параллельно с буржуазно-реформаторским, в Китае в конце XIX в. возникает и более радикальное революционное направление, ярким представителем которого стал Сунь Ятсен (1864-1925). Выходец из крестьянской семьи южнокитайской провинции Гуандун, он в 1881 г. окончил миссионерскую школу на Гавайских островах, куда ранее эмигрировал в поисках ...

Все­по­гло­щаю­щее стрем­ле­ние к ис­ти­не
Гер­цен очень хо­ро­шо ска­зал о под­виж­ни­ках юной нау­ки эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, ко­то­рые в борь­бе с пе­ре­жит­ка­ми сред­не­ве­ко­вья от­кры­ли че­ло­ве­че­ско­му уму но­вые го­ри­зон­ты: «Глав­ный ха­рак­тер этих ве­ли­ких дея­те­лей со­сто­ит в жи­вом, вер­ном чув­ст­ве тес­но­ты, не­удов­ле­тво­рен­но­сти в замк­ну­том кру­ге ...

Соседи славян
На северо-западе, севере и северо-востоке славяне соседствовали с угро-финскими племенами . На юге низовье Волги и Днепра занимал Хазарский каганат , который защищал славян от кочевников из Сибири. На востоке расположилась Волжская Булгария . На западе были балты, германцы и западные славяне. Славяне вели активную торговлю как со своими ...