Древнерусская культура X–XIII веков. Культура славян – язычников

История » Основные этапы истории России » Древнерусская культура X–XIII веков. Культура славян – язычников

В славянском язычестве прослеживается два направления: поклонение силам природы и культ предков. Наиболее почитаемыми богами у славян были Перун

– бог грома и молнии, Рода

– богиня земли, Дажбог

– бог солнца. Низшими божествами были леший

(лесной бог), кикиморы

(богини болот), русалки(богини рек), домовые

(обожествленный предок, хозяин дома), Баба Яга(богиня смерти). Языческая мифология не имела развитого института жрецов и четкой систематизации. Религиозные обряды совершали волхвы, кудесники и колдуны

. Славяне не имели храмов. Языческие святилища, где стояли изображения богов, делятся на три вида: 1) домашние

– в красном углу дома у очага стояли идолы (чурки) домашних богов и обожествленных предков; 2) возле поселений

специально выделенные участки; 3) в потаенных местах

капища– где жили волхвы и кудесники и совершали обряды в честь верховных божеств. Возможно, что в капищах совершались и человеческие жертвоприношения.

Из животных славяне обожествляли петуха

и коня

(солнечные символы), быка(символ земного плодородия и силы), медведя

(хозяин леса). Строительство славяне вели в северных районах из древесины (избы

), в южных районах – из плетеных веток, которые обмазывали глиной (мазанки

). Из природных материалов славяне активно обрабатывали глину, дерево, шкуры, кость, металлы, камень был малоупотребителен. В орнаментах большое значение придавалось изображению богов охранителей, то есть декор выполнял функции магического оберега.

Устное народное творчество представлено былинами, богатырскими сказаниями, сказками, песнями, пословицами и т.д.

От Владимира до Ярослава Мудрого
Победив своих братьев в 980 году на Киевском престоле утвердился князь Владимир . Своих детей он расселил по 12 городам. Владимир расширил пределы Древнерусского государства, присоединив дулебов и хорватов в Прикарпатье, печенегов на северо-западе и ятвягов в Прибалтике. Успешной была и борьба Владимира с печенегами на южных границах. ...

Выбор веры
Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерн ...

Опричнина и ее значение
Постепенно мужая и укрепляясь в убеждении, что он является единственным и непререкаемым властелином, наместником самого бога на русском царстве. В письмах к Курбскому Грозный утверждает, что, по сути был уже сведен своими советниками на положение, подобное положению польского короля или любого другого монарха, власть которого ограничена ...