Древнерусская культура X–XIII веков. Культура славян – язычников

История » Основные этапы истории России » Древнерусская культура X–XIII веков. Культура славян – язычников

В славянском язычестве прослеживается два направления: поклонение силам природы и культ предков. Наиболее почитаемыми богами у славян были Перун

– бог грома и молнии, Рода

– богиня земли, Дажбог

– бог солнца. Низшими божествами были леший

(лесной бог), кикиморы

(богини болот), русалки(богини рек), домовые

(обожествленный предок, хозяин дома), Баба Яга(богиня смерти). Языческая мифология не имела развитого института жрецов и четкой систематизации. Религиозные обряды совершали волхвы, кудесники и колдуны

. Славяне не имели храмов. Языческие святилища, где стояли изображения богов, делятся на три вида: 1) домашние

– в красном углу дома у очага стояли идолы (чурки) домашних богов и обожествленных предков; 2) возле поселений

специально выделенные участки; 3) в потаенных местах

капища– где жили волхвы и кудесники и совершали обряды в честь верховных божеств. Возможно, что в капищах совершались и человеческие жертвоприношения.

Из животных славяне обожествляли петуха

и коня

(солнечные символы), быка(символ земного плодородия и силы), медведя

(хозяин леса). Строительство славяне вели в северных районах из древесины (избы

), в южных районах – из плетеных веток, которые обмазывали глиной (мазанки

). Из природных материалов славяне активно обрабатывали глину, дерево, шкуры, кость, металлы, камень был малоупотребителен. В орнаментах большое значение придавалось изображению богов охранителей, то есть декор выполнял функции магического оберега.

Устное народное творчество представлено былинами, богатырскими сказаниями, сказками, песнями, пословицами и т.д.

Развитие политической системы. Конституция СССР в 1936г. Политический террор середины 30-х годов и его цели. Современные дискуссии о характере общественно-политической системы в конце 30-х годов. По
Революция «сверху», развернувшаяся в конце 1920-х годов, внесла серьёзные изменения во внутреннюю политику правящей партии, реанимировавшей военно-коммунистические методы управления страной, базировавшейся на принуждении и насилии. Большевики рассматривали революцию как апогей самой ожесточённой и непримиримой борьбы классов. В годы рев ...

Экономическое развитие стран мира после Второй Мировой войны. Экономические итоги Второй мировой войны
Забвение, а порой и прямое попрание условий Версальского мирного договора после Первой мировой войны, всемирное западное и американское содействие возрождению германского фашистского милитаризма с его мировыми претензиями и амбициями, острейшие межимпериалистические противоречия стран-лидеров привели к новой мировой войне. Вторая мирова ...

Этнические процессы в регионе в XVI—XIX вв.
История среднеазиатских государств XVI—XIX вв. проходила под знаком особого влияния узбекских династий и узбекского этноса, который сам переживал сложный процесс этногенеза, начиная с XIV в. Он с XVI в. формировался также и путем перехода многих племен, явившихся основным эт-нообразующим элементом узбеков, от кочевого к оседлому образу ...