Ранняя древнерусская держава (IX–XII века). От Олега до Святослава

История » Основные этапы истории России » Ранняя древнерусская держава (IX–XII века). От Олега до Святослава

После смерти Рюрика (879 год

) стал княжить Олег

, опекун малолетнего Игоря. В 882 году он захватил Киев

, тем самым объединив два суперсоюза в одно государство, и перенес в Киев столицу. Олег также подчинил своей власти племена древлян, родимичей и северян. Власть князя над покоренными выражалась в защите от врагов и в сборе дани в виде полюдья

(когда князь лично объезжает владения и собирает дань). Норма полюдья была произвольной. Памятники отделяют дань от полюдья. Дань была платежом, который собирался с побежденных народов под угрозой еще большего разорения, то есть за границей земли победителей. Полюдье выступает в качестве дара, предоставляемого князю жителями поселения, в котором князь является управителем. Полюдье собиралось на основе соглашения между князем и жителями. На местах прежнюю власть сохраняла старая племенная знать.

После Олега в 912 году

князем стал Игорь. Но в 945 году

он попытался дважды взять дань с древлян, за что и был убит восставшими древлянами. За смерть своего мужа древлянам отомстила княгиня Ольга

. Вместе с тем Ольга установила определенный размер дани – урок

и основывает административные центры для пребывания княжеской администрации – погост

(там где гость). В погосты назначались доверенные лица из княжеской дружины. Так начало формироваться боярство

. При этом часть старой племенной знати перевозилась в Киев в качестве почетных заложников и постепенно входила в состав киевского боярства.

Деятельность первых русских князей была направлена на подчинение окрестных племен и обложение их данью. Само древнерусское государство держалось на авторитете и военной силе киевского князя. Четкой системы передачи власти не было. Поэтому после смерти князя между наследниками вспыхивала борьба за власть, а покоренные племена стремились освободиться от завоевателей. С целью укрепления своей власти Святослав начал по крупным городам рассылать своих детей с титулом князя и правами наместников. Сам Святослав стал именоваться Великим князем Киевским

.

Важное место в экономике древней Руси занимала внешняя торговля. Олег в 907 годусовершил военный поход на Константинополь и добился права беспошлинной торговли в Византии для русских купцов. Это право было закреплено письменным договором в 911 году

, который стал первым русским письменным договором. Договор был подтвержден и при князе Игоре в 944 году

. В 965 году

Святослав

разгромил Хазарию, взял под контроль низовья Дона и Волги, чем облегчил торговлю с арабами и персами. Из русских поселений в Причерноморье на территории бывшего Хазарского кагоната было образовано Тмутараканское княжество

. Освободившиеся земли в низовьях Волги вскоре были заняты кочевым народом печенегами

. В 968 – 971 годах Святослав

боролся с Болгарией и Византией за устье Дуная, но эту борьбу проиграл и погиб в 972 году

от подкупленных византийцами печенегов.

Волжская Булгария и Золотая Орда
Международное положение Волжской Булгарии. В начале XIII в. Волжская Булгария была международно-признанным государством с широкими торгово-экономическими и культурными связями. Значительно укрепились ее позиции на востоке: в Хорезмии, Бухаре, Восточном Туркестане, Иране, Сирии и других странах. По-новому складывались отношения Волжской ...

«Пусть будет в будущем по ленинградцам равняться самый смелый человек!»
Первым тяжёлым испытанием, которое выпало на долю мужественных ленинградцев, были регулярные артобстрелы (первые из них датируются 4-м сентября 1941 года) и удары с воздуха (хотя впервые вражеские самолёты пытались проникнуть в городскую черту ещё в ночь 23 июня, но прорваться туда им удалось лишь 6 сентября). Однако германская авиация ...

Культура славян X–XIII веков
После Крещения Руси начался процесс объединения самобытной славянской культуры и культуры Византии, Сербии и Болгарии в русле православия. С начала Х века появляется принесенная из Сербии письменность, созданная братьями Кириллом и Мефодием . Центрами книжности и летописания становятся монастыри. К XI веку письменность была довольно шир ...