После присоединения к России в башкирском обществе сложились уникальные в истории формы землевладения и земельные отношения. Башкиры были признаны вотчинниками своих земельных владений. Специфика вотчинного права башкир заключалась в том, что оно носило общинный характер, и частная собственность на землю отсутствовала. Полноправные члены общины — “асаба” имели одинаковые права на владение, пользование и распоряжение равной долей угодий, т.е. являлись совладельцами общинной земельной собственности. Другой важной особенностью башкирского землевладения было то, что фактически землей распоряжались башкирские феодалы: бии-князья, тарханы, старосты, старшины. Реальное владение у башкир зависело также и от количества скота. Вотчинник, имеющий много скота, фактически владел и большей долей общинной земли. При характеристике башкирского землевладения следует указать и на ограниченный характер их вотчинного права. Верховным собственником башкирских вотчин являлся русский царь. Он подтверждал вотчинное право башкир путем выдачи жалованных грамот. Башкиры обязывались нести в пользу государства военную службу и платить поземельный налог — ясак. При этом коренные жители края не могли свободно распоряжаться земельной собственностью. До издания царского указа от 11 февраля 1736 г. им запрещалось продавать или отдавать в аренду на длительный срок вотчинные угодья.
Несмотря на то, что при присоединении края царское правительство обещало сохранить все земли за башкирами, политика постепенно изменяется, начинается захват башкирских земель. С 30-х годов XVIII века развертывается строительство крепостей и заводов в крае, раздача угодий дворянам, чиновникам, офицерам, крестьянам-переселенцам. Все это привело к массовому недовольству среди коренного населения политикой царского правительства по земельному вопросу.
Для нормализации обстановки в стране правительство решило провести Генеральное межевание всех земель. Указы по этому вопросу были приняты в 1765—1766 гг. Было решено проверить земельные владения по всей стране, их соответствие имеющимся документам у владельцев. Таким путем власти намеревались свести к минимуму земельные споры и успокоить население.
Проведение Генерального межевания в 1798—1842 гг. на территории края окончательно не урегулировало земельные отношения. Причина этого заключалась в том, что условная территориальная единица межевания — “дача” охватывала обычно пределы волости, т.е. группы населенных пунктов. После этого правительство планировало отделить для каждого двора башкир-вотчинников или крестьян определенное количество земли. Эта задача стала постепенно решаться на основе указа от 10 февраля 1869 г. в рамках специального межевания башкирских дач.
Это мероприятие по времени совпало с началом нового этапа переселенческого движения в Башкортостан. Правительство пыталось упорядочить все эти явления. В частности, купля-продажа башкирских угодий допускалась только после раздела территории дачи на неотчуждаемые душевые наделы для башкир-вотчинников, для припущенников-арендаторов (если они были), отделения ранее купленных участков в частную собственность и выделения “свободных сверх душевого надела” земель башкир-вотчинников. Однако эти распоряжения зачастую не выполнялись. Причина нарушения законодательства, с одной стороны, заключается в кризисе башкирского хозяйства, связанного с переходом от полукочевого скотоводства к оседлому земледелию. С другой стороны, стремительный наплыв на территорию края большого количества различных скупщиков земли также обусловил игнорирование распоряжений правительства. Все эти тенденции ярко проявились в 70-х гг. XIX века. Межевые работы на территории Уфимской и Оренбургской губернии, производившиеся на протяжении XIX — начала XX века, имели ряд последствий. С одной стороны, они способствовали решению многих земельных споров, сбору сведений о хозяйстве и численности населения, площади волостей, структуре землепользования. С другой стороны, землемеры узаконивали возникшие земельные владения, которые в свою очередь имели далеко незаконное происхождение. Уменьшение земельных площадей этих волостей способствовало переходу населения от полукочевого скотоводства к оседлому земледельческо-скотоводческому хозяйству и различным промыслам. Переход к новым видам хозяйственной деятельности был достаточно болезненным для башкир, что формировало широкое общественное недовольство. Власти стремились обеспечить баланс интересов как башкир, так и различных переселенцев. Для этого были изданы ряд законов, обеспечивавших поддержку башкирского землевладения.
Денежное обращение и финансы
Во времена союзов племен в качестве средств платежей и их эквивалентов использовались меха. Об этом говорят названия древнерусских денежных единиц: куна (шкурка куницы), ногат (шкурка с четырьмя ногами), веверица (беличья шкурка),– так же впоследствии назывались монеты или весовые единицы серебра, когда-то соответствовавшие по цене ме ...
Противоречие нэповской экономики, ее кризисы.
НЭП, испытывающий то в меньшей, то в большей степени административно- командное давление, был обречён на кризисы. То и дело напоминавший о себе приоритет политики над экономикой вносил сбои в механизмы НЭПа. Сказывались и просчёты в руководстве экономикой.
Первый кризис НЭПа в 1923 г., как и последующие (1925-1926гг. 1928-1929гг), был ...
Этнические процессы в регионе в XVI—XIX вв.
История среднеазиатских государств XVI—XIX вв. проходила под знаком особого влияния узбекских династий и узбекского этноса, который сам переживал сложный процесс этногенеза, начиная с XIV в. Он с XVI в. формировался также и путем перехода многих племен, явившихся основным эт-нообразующим элементом узбеков, от кочевого к оседлому образу ...