Предыстория аграрного вопроса в Башкортостане.

История » Столыпинская поземельная реформа в Башкортостане » Предыстория аграрного вопроса в Башкортостане.

После присоединения к России в башкирском обществе сложились уникальные в истории формы землевладения и земельные отношения. Башкиры были признаны вотчинниками своих земельных владений. Специфика вотчинного права башкир заключалась в том, что оно носило общинный характер, и частная собственность на землю отсутствовала. Полноправные члены общины — “асаба” имели одинаковые права на владение, пользование и распоряжение равной долей угодий, т.е. являлись совладельцами общинной земельной собственности. Другой важной особенностью башкирского землевладения было то, что фактически землей распоряжались башкирские феодалы: бии-князья, тарханы, старосты, старшины. Реальное владение у башкир зависело также и от количества скота. Вотчинник, имеющий много скота, фактически владел и большей долей общинной земли. При характеристике башкирского землевладения следует указать и на ограниченный характер их вотчинного права. Верховным собственником башкирских вотчин являлся русский царь. Он подтверждал вотчинное право башкир путем выдачи жалованных грамот. Башкиры обязывались нести в пользу государства военную службу и платить поземельный налог — ясак. При этом коренные жители края не могли свободно распоряжаться земельной собственностью. До издания царского указа от 11 февраля 1736 г. им запрещалось продавать или отдавать в аренду на длительный срок вотчинные угодья.

Несмотря на то, что при присоединении края царское правительство обещало сохранить все земли за башкирами, политика постепенно изменяется, начинается захват башкирских земель. С 30-х годов XVIII века развертывается строительство крепостей и заводов в крае, раздача угодий дворянам, чиновникам, офицерам, крестьянам-переселенцам. Все это привело к массовому недовольству среди коренного населения политикой царского правительства по земельному вопросу.

Для нормализации обстановки в стране правительство решило провести Генеральное межевание всех земель. Указы по этому вопросу были приняты в 1765—1766 гг. Было решено проверить земельные владения по всей стране, их соответствие имеющимся документам у владельцев. Таким путем власти намеревались свести к минимуму земельные споры и успокоить население.

Проведение Генерального межевания в 1798—1842 гг. на территории края окончательно не урегулировало земельные отношения. Причина этого заключалась в том, что условная территориальная единица межевания — “дача” охватывала обычно пределы волости, т.е. группы населенных пунктов. После этого правительство планировало отделить для каждого двора башкир-вотчинников или крестьян определенное количество земли. Эта задача стала постепенно решаться на основе указа от 10 февраля 1869 г. в рамках специального межевания башкирских дач.

Это мероприятие по времени совпало с началом нового этапа переселенческого движения в Башкортостан. Правительство пыталось упорядочить все эти явления. В частности, купля-продажа башкирских угодий допускалась только после раздела территории дачи на неотчуждаемые душевые наделы для башкир-вотчинников, для припущенников-арендаторов (если они были), отделения ранее купленных участков в частную собственность и выделения “свободных сверх душевого надела” земель башкир-вотчинников. Однако эти распоряжения зачастую не выполнялись. Причина нарушения законодательства, с одной стороны, заключается в кризисе башкирского хозяйства, связанного с переходом от полукочевого скотоводства к оседлому земледелию. С другой стороны, стремительный наплыв на территорию края большого количества различных скупщиков земли также обусловил игнорирование распоряжений правительства. Все эти тенденции ярко проявились в 70-х гг. XIX века. Межевые работы на территории Уфимской и Оренбургской губернии, производившиеся на протяжении XIX — начала XX века, имели ряд последствий. С одной стороны, они способствовали решению многих земельных споров, сбору сведений о хозяйстве и численности населения, площади волостей, структуре землепользования. С другой стороны, землемеры узаконивали возникшие земельные владения, которые в свою очередь имели далеко незаконное происхождение. Уменьшение земельных площадей этих волостей способствовало переходу населения от полукочевого скотоводства к оседлому земледельческо-скотоводческому хозяйству и различным промыслам. Переход к новым видам хозяйственной деятельности был достаточно болезненным для башкир, что формировало широкое общественное недовольство. Власти стремились обеспечить баланс интересов как башкир, так и различных переселенцев. Для этого были изданы ряд законов, обеспечивавших поддержку башкирского землевладения.

Реформы императора Александра II
Император Александр II вступил на престол (1855, 19 февраля) в одну из самых трудных минут, какие только приходилось переживать России. «Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в том порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот»,- говорил ему, умирая, Николай I. Действительно, политическое и военное положение России в эту по ...

Позиция Лысенко в дискуссии о генетике
Развернись, моя гармошка, Мы с подружкою вдвоем Академику Лысенко Величальную поем. Он мичуринской дорогой к цели наш народ ведет, морганистам-вейсманистам нас дурачить не дает! Частушка 40-х годов Трофим Лысенко родился 30 сентября 1898 г. в семье довольно зажиточного крестьянина. Он окончил Полтавскую садоводческую школу, с 1917 п ...

Внешняя политика. римская империя в конце правления юлия цезаря
Руководящей идеей внешней политики Цезаря было создание сильного и цельного государства, с естественными, по возможности, границами. Эту идею Цезарь проводил и на севере, и на юге, и на востоке. Войны его в Галлии, Германии и Британии были вызваны осознанной им необходимостью выдвинуть границу Рима до океана с одной стороны, до Рейна, ...