Трансформация идеологии (1929-1953)
Страница 2

История » Столкновение идеологий в царской России » Трансформация идеологии (1929-1953)

С утверждением у власти Сталина как единоличного политического лидера его представления о процессах в национальной сфере жизни общества и способах регулирования этих процессов приобретали все большее значение. С его именем связывалось классическое определение нации, представления о новых, советских нациях, развивающихся на базе старых буржуазных, после свержения капитализма в России. Общечеловеческая культура, к которой идет социализм, изображалась им как пролетарская по содержанию и национальная по форме. Переход к общечеловеческой культуре мыслился происходящим и порядке одновременного развития у национальностей СССР культуры национальной (по форме) и общечеловеческой (по содержанию). Сталин внес успокоение в национальную среду дискредитацией теоретического положения о том, что уже за период социалистического строительства в нашей стране и до победы социализма в других странах в СССР исчезнут нации. Такие взгляды действительно были в большей мере характерны для поверженных политических противников. Особенно воодушевляющей для националистов стала установка, согласно которой период победы социализма в одной стране будет этапом роста и расцвета ранее угнетенных наций, их культур и языков; утверждения равноправия наций; ликвидации взаимного национального недоверия; налаживания и укрепления интернациональных связей между нациями.

С приходом Сталина к власти теория марксизма-ленинизма потерпела некое изменение. Изменение произошло в сторону усиления влияния личности Сталина. Сталин был не обязательным, но законным порождением большевистского режима. Он существенно изменил политический курс, стиль, атмосферу, само направление идейной эволюции, но использовал, сохранил и довёл до логического конца именно идеологию власти, усугубив её соответствующей технологией. Некоторые положения классиков марксизма-ленинизма Сталин объявил устаревшими или несостоятельными. То, что интеллектуальное ядро руководства сменилось аппаратным, вожди – вождём, теория – волей, поиск исторической колеи – несгибаемой ни с чем не считающейся генеральной линией, под конвоем ведущей страну через нечто непроходимое, и всё это не отменяло главного и осуществлялось в той же структуре власти: знание как харизма и конечное оправдание политической воли – вождь (коллективный или персональный) как высший авторитет и носитель этого знания – организация, осуществляющая нисхождение этого знания в действующие органы общества и народ и обеспечивающая «претворение в жизнь» – внемлющие, впадающие в энтузиазм и подчинение массы.

С первого этапа десталинизации сталинизм как проблема был жёстко локализован в границах 1929-1953 гг. Наиболее кульминационные года 1937-1938 характеризируются, как года наивысшего проявления тоталитаризма и культа личности Сталина.

Страницы: 1 2 

СССР в Холодной Войне
Как я уже упоминал выше, СССР в конце 40х годов был полностью не способен на еще одну войну и с «англоговорящим союзом», несмотря на все свое влияние. А влияние было велико. Из-за популярности коммунизма в мире, по всей Европе активизировались подпольные и повстанческие движения. Большинство таких движений опирались на поддержку СССР ил ...

Политика «военного коммунизма»
Предпосылки возникновения О. Р. Лацис признал, что «военный коммунизм»— это «первый опыт социалистического хозяйствования и первая историческая модель социализма в нашей стране», а, следовательно, и в мире. Этот опыт и эта модель, позволив Советской власти решить судьбоносную задачу — защитить революцию и страну в ходе гражданской войн ...

Новые проблемы и встроенные ограничители
Авторы отнюдь не являются первопроходцами в применении подхода, декларированного выше. Среди ранних исследований революций Тед Роберт Гурр, например, выделяет так называемые теории «социальных изменений» («social change»), выводящие политическое насилие из неспособности социальных и политических институтов, обычаев, норм гибко реагирова ...