Трансформация идеологии (1929-1953)
Страница 1

История » Столкновение идеологий в царской России » Трансформация идеологии (1929-1953)

В 1917-1918 гг. и все последующее время вплоть до установления полной большевистской власти, марксистская теория, ставшая в последствии государственной идеологией, в массах носила характер революционный. Это не была идеология массы в целом, но люди верили, что революция проходящая под большевистскими знаменами, способна изменить не только социально-политическую ситуацию в стране, но и, осуществив мировую революцию привести общество к новому социальному ладу. Но на деле, большевистская революция с последовавшей пролетаризацией общества «внизу» и бюрократизацией «вверху» постепенно породила своеобразное общество с дезидеологизированной массой и принудительной идеологией, принятие которой было пропуском в «верхи».

В 40-50-е годы какое-то живое идеологическое движение возникало лишь на стыке дезидеологизированных масс и обрядовой идеологии верхов в виде подпольных марксистских групп, стремящихся вернуть марксизму в России революционный, а не охранительный характер.

Вся практика марксизма-ленинизма, включая попытки осуществить мировую революцию, построить сначала социализм, а затем и полный коммунизм в одной стране, сформировать нового человека, имеет более или менее отчетливую утопическую окраску. Конечно, марксизм-ленинизм как научная теория не сводится только к идеологии, но в социалистических странах его излагали и понимали именно как идеологию, непременно враждебную всем немарксистским теориям, в том числе и тем, которые воспринимали те или иные положения марксизма. Эта нетерпимость к инакомыслию, именовавшаяся партийностью, превращала марксизм-ленинизм в учение, обрекшее себя на изоляцию, то есть, в учение, ставшее невосприимчивым ко всем появившимся после его возникновения философским, социологическим и экономическим теориям. Идейный изоляционизм, идеологическое отчуждение оказалось одной из главных причин догматизации коммунистической идеологии еще до того, как она в результате Октябрьской революции стала официальной идеологией в обществе, где все, в чем-либо не согласные с ней, теории были просто запрещены. Вместе с тем, жизнь вносила свои коррективы в содержание коммунистической идеологии. Важно отметить, что марксизм-ленинизм - это революционная идеология рабочего движения, и она разрабатывалась классиками марксизма-ленинизма и теоретиками большевистской партии с вполне определенными целями и задачами. В дальнейшем, с укреплением политической системы Советского государства, с развитием научно-технической революции, гуманизацией общественно-политической жизни, выходом социализма за рамки одной страны, появилась необходимость в обновлении идеологии.

Между тем официальная идеология вплоть до конца 20-х годов исходила из тотального осуждения дореволюционной истории страны. Русскому народу навязывалась мысль, что до революции у него не было и не могло быть своего отечества: Россия именовалась не иначе, как тюрьмой народов, русские — эксплуататорами, колонизаторами и тюремщиками, нещадно угнетавшими другие российские народы. Патриотизм как таковой приравнивался к национализму — свойству эксплуататоров и мелкой буржуазии. В национализме усматривалась угроза пролетарской солидарности и социалистической перестройке общества. Руководство страны призывало искоренить национализм в любой его ипостаси. Главная опасность виделась в великодержавном (великорусском) национализме, местный национализм до некоторой степени оправдывался. Осознание явной «непрактичности» подобных теорий, по сути исключавших достижение единства идеологов и народа, ускорялось возникновением и нарастанием угрозы Советскому Союзу как с Запада, так и с Востока.

Страницы: 1 2

Основные направления и события внешней политики России во второй половине XIX века при императорах Александре II (1855–1881) и Александре III (1881–1894)
Поражение России в Крымской войне уменьшило ее влияние на международные дела, но не привело к утрате статуса великой державы. Европейские государства стремились изолировать Россию. Стараниями министра иностранных дел России князя А.М. Горчакова на Парижской конференции в 1856 году удалось сохранить свои территории. Во внешней политик ...

Конрад Аденауэр
Конрад Аденауэр, полное имя Konrad Hermann Joseph Adenauer, родился 5 января 1876 года в Кёльне. Конрад родился в семье секретаря городского суда Кёльна. Он был третьим сыном в семье. Позже родились еще две сестры. 5 марта 1894 года Конрад закончил учебу в гимназии Святых апостолов в Кельне, затем учился на юридических факультетах униве ...

Революция как предмет исследования
Первое, с чем сталкивается исследователь, занявшийся проблемой революций - это неопределенность предмета. Специалисты не могут договориться не только об определении понятия революции, но и о том, можно ли считать революцию самостоятельным объектом анализа. В общем, это неудивительно. События, однозначно относимые к революционным, достат ...