Познаваемость истории. Мир познаваем — утверждает наука. Познаваем и исторический процесс. Цель познания истории — получение исторических знаний, адекватно отражающих объективный исторический процесс. Реализовать эту цель помогает теория познания - учение о законах (правилах) мышления (логики), которые служат руководством в формулировании знаний. Наиболее общими законами теории познания являются законы диалектики. Сами исторические знания олицетворяют совокупность представлений о прошлой жизни общества. Можно говорить о двух уровнях исторических знаний. Первый уровень — знания о самих событиях и их участниках. На их основе происходит фактологическое изложение исторического процесса. Второй уровень — знания о закономерностях развития исторического процесса, составляющие более высокий, теоретический уровень исторических знаний. Они объединены под общим названием "теория познания истории, философии истории". В практике преподавания эти два уровня знания совмещаются, изложение исторических фактов и событий идет на фоне их теоретического осмысления.
Познавательный Процесс, хотя и относительно самостоятелен, не стоит над объективным историческим процессом. Они — результат человеческой деятельности, взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Более того, сам исторический процесс — структурен, процесс познания входит в его систему. В силу этих обстоятельств обеспечивается единство исторического (фактического исторического) процесса и логического знания, полученного согласно законам мышления.
Критерии истинности исторических знаний. В науке общепринято говорить, что всякое сегодняшнее знание относительно. В нем содержатся и частицы абсолютной (незыблемой) истины, и утверждения, которые могут быть в будущем опровергнуты, т.е. ложные. Процесс познания постоянно ориентирован на добывание все новых и новых частиц абсолютной истины, таким образом приближается к самой абсолютной истине.
Сегодня известно, что Волжская Булгария образована представителями тюркских племен. Остается пока до конца не выясненным вопрос: были ли они все пришельцами в Среднее Поволжье или в составе создателей древнего татарского государства находились и местные тюркские племена. Подобные дополнительные знания добываются в ходе дискуссий (от лат. discusseo — разбор, исследование). В исторической науке дискуссии всегда служили и служат средством решения противоречий, присущих развитию научного познания. Очевидно, так будет и в данном случае. В ходе более глубокого изучения самого исторического процесса выяснится то представление, которое будет содействовать действительному историческому процессу.
Профессор Я.Ш. Шарапов — один из авторов данного учебника, которого, к великому сожалению, нет больше среди нас (его не стало летом 2008 г.), очень часто цитировал Н.М. Карамзина и любил повторять, что история в некотором смысле священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству, изъяснение настоящего и пример будущего, и добавлял: не ругайте прошлое, изучайте его, приумножайте знания.
Татарстан — одна из древнейших стран на северо-востоке Европейского континента. Еще в V—II тысячелетии до н.э. территория Татарстана входила в систему региональной неолитической культуры, названной "уральской культурой". Исторически как страна и как государство Татарстан локализовался в конце первого тысячелетия под названием древнетатарского государства Волжская Булгария на территории Волго-Ура-ла. В период средних веков Татарстан воспринимается в границах Казанского татарского государства (Казанского ханства). В XVII—XIX вв. Татарстан входил в состав Российской империи, В 1920 г. была провозглашена Татарская Автономная Социалистическая Республика. В 1990 г. произошло провозглашение государственного суверенитета Республики Татарстан как субъекта Российской Федерации.
В данной книге предпринята попытка объективного изложения истории Татарстана с древнейших времен до наших дней. В своем ежегодном послании Государственному Совету Республики Татарстан 12 ноября 2008 года президент М.Ш. Шаймиев отметил, что "Татарстан отличает бережное отношение к своей истории. Татарстан стремится строить свое будущее с учетом лучших традиций и достижений прошлого".
Культура России 1900–1917. Просвещение
К началу ХХ века Россия имела трехступенчатую систему образования:
I ступень – начальная: церковно-приходские школы и народные училища;
II ступень – средняя: гимназии и коммерческие училища;
III ступень – высшая: институты и университеты.
Неграмотных в стране было около 30% населения. В гимназиях и университетах много времени стали ...
Развитие политической системы. Конституция СССР в 1936г.
Политический террор середины 30-х годов и его цели. Современные дискуссии о
характере общественно-политической системы в конце 30-х годов. По
Революция «сверху», развернувшаяся в конце 1920-х годов, внесла серьёзные изменения во внутреннюю политику правящей партии, реанимировавшей военно-коммунистические методы управления страной, базировавшейся на принуждении и насилии. Большевики рассматривали революцию как апогей самой ожесточённой и непримиримой борьбы классов. В годы рев ...
Суверенная Россия: становление новой российской государственности, переход
к рыночной экономике. Распад СССР
Одним из самых важных нерешенных вопросов в СССР был национальный вопрос
. В Конституции СССР было провозглашено право национальных республик на выход из состава СССР, но механизм выхода не был разработан. Главенство России в национальных окраинах поддерживалось путем усиления экономической зависимости
и силой оружия
. После ослабления ...