Теория зарождения государства применительно к Древнему Риму
Страница 2

История » Становление государства в Древнем Риме » Теория зарождения государства применительно к Древнему Риму

С успехами естествознания в XIX в. связывают возникновение органической теории. Подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III вв до н. э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.7

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т. п.) на социальные процессы. В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение).

Некорректность органической теории происхождения государства определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждою уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т п.). И так же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно распространять биологические законы на развитие человеческою общества.

Теория насилия также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумилович, К. Каутский, Е. Дюринг и другие.8 Они объясняли возникновение государства и нрава факторами военно-политическою характера завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники данной теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого.

Происхождение древнеримского государства также можно описывать с точки зрения теории насилия. Развиваю­щееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внут­ренними противоречиями римской родовой общины, представлен­ной ее ведущей силой — патрициями. Она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и рас­чистившей тем самым путь к образованию государства.

Оценивая эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того, чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны созреть внутренние условия.

В новое время появилась договорная теория происхождения государства, которая в немалой степени способствовала формированию современных демократических государств и до сих пор оказывает глубокое воздействие на политические представления их граждан.

В соответствии с этой теорией государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом для того, чтобы надежно обеспечить свои основные права и свободы, решили создать государственные институты.

Таким образом, первоначально государство отождествлялось с сообществом граждан, затем оно стало рассматриваться как институт земной власти, подчиненный высшему Божественному установлению и не вторгающийся в область отношений человека с Богом. И, наконец, вместе с освобождением политики от влияния церкви было признано существование норм, ограничивающих власть государства и обязательных для него.9

Страницы: 1 2 

Бумажные деньги
Общее наименование бумажных денежных знаков “банкноты”. С XIX века банкноты делятся на три категории: “классические”, “кредитные” и “обычные”; первоначально обмену на золото подлежали только классические банкноты (за что они получили обиходное название “разменные банкноты”). Однако золотомонетную систему “взорвали” кредитные банкноты, п ...

Гербъ рода князей Гагариныхъ
В щите, разделенном на четыре части, в середине находится малый золотой щиток, на котором изображены: дерево натурального цвета, а наверху этого дерева изображена княжеская корона, из которой выходит рука, облаченная в латы, держащая вверх поднятый меч, а внизу этого щит­ка находится черный медведь. В правой верхней части щита поме­щена ...

Военная реформа
Дворяне и дети боярские проходили "службу по отечеству". В 1550 созданные ещё при Василии III отряды пищальников были преобразованы в стрелецкое войско (стрельцы назывались "служилые люди по прибору"). В "службу по прибору" мог поступить любой свободный человек, но она не являлась наследственной. К "пр ...