Время возникновения и становления Киевской Руси совпал с расцветом торговли по днепровскому торговому пути – это во многом объяснялось тем, что потребности князей и воинов-варягов в оружии, снаряжении, одежде, обуви и др. не могли быть удовлетворены натуральными данями и изделиями местных ремесленников, что стимулировало развитие торговли и поиск внешних рынков. Торговля с Византией, достигла наибольшего развития в первой половине X в; в этот период она имела характер и масштабы организованного вывоза полюдья и была связана с деятельностью торгово-ремесленных поселений. Особенно благоприятные условия для внешней торговли Руси по Балтийско-Черноморскому пути сложились после военного похода и последующих договоров Олега в период 907-944 гг. Менее выгодными для Руси были соглашения 944 г. (Игорь), сохранявшие преемственность предыдущих договоров и общий подход благоприятствующий русско-византийской торговле. В 955 г. княгиня Ольга вела новые переговоры в Константинополе по политическим и торговым вопросам.
Тяжело груженные корабли русов спускались по Днепру, проходили пороги, где делали остановку на Хортице, принося жертвы своим богам. Затем они продвигались до Днепровского устья к острову Березань (Борисфен – Днепр), и двигались вдоль Черноморского побережья через устье Дуная (Добруджа) на Константинополь. Далее через Константинополь, где было поселение русских купцов, путь лежал к странам Арабского Халифата. Основными товарами экспорта были меха, воск и мед, а также рабы. В X-XI вв. Русь вела торговлю непосредственно с Константинополем, где купцы покупали: дорогие ткани, домашнюю утварь, украшения, оружие, пряности, вина, произведения художественного ремесла и искусства, иконы, ювелирные украшения, изделия из стекла; брали и монетные деньги – своих на Руси тогда не было. У арабских купцов пользовалься спросом мех черной лисицы.
Работорговля на Черном море, известная не только в киевский период, была очень прибыльной – ей занимались феодалы и их приказчики-купцы.
К концу X в. после смерти Святослава условия для южной торговли Киевской Руси стали ухудшаться, а к концу XI в. из-за политических разногласий с Византией и военных неудач Руси в походах 1024 г. и 1043 г. – стали неблагоприятными. После войны между Византией и Сицилией, первого крестового похода (1096-1099 гг.) и последующего упадка Арабского Халифата – торговые пути из Европы в Переднюю Азию, Индию и Китай сместились в бассейн Средиземноморья, где преимущества получила Венеция и некоторые другие страны.
Прорыв тюрок-половцев в Причерноморье стал новым препятствием для торговли с Византией – киевским князьям приходилось спускаться с дружиной по Днепру, чтобы охранять купцов-гречников. В середине XII века князь Мстислав Изяславович говорил о том, что половцы «пути отнимают». Другие затруднения торговли по днепровскому торговому пути были связаны с действиями князей – полоцких (Усвятский волок и Витебск ) и черниговских (Любеч).
Особенность транзитной торговли из «варяг в греки» состояла в том, что она осуществлялась местными купцами, сведений об участии в ней византийцев или других иностранцев нет.
Торгово-экономические отношения Руси с Византией и Херсонесом периодически продолжались в XII-XIII вв. и позднее, однако в импорте этого периода больше известна продукция Солуки, Коринфа других провинциальных городов, мастерам которых трудно было соперничать со столичными умельцами. Посол Людовика IX Гильом Рубрук в 50-х гг. XIII в. встречал русских купцов в Судаке, куда они привозили «горностаев, белок и другие драгоценные меха».
Экономическая программа Л.Эрхарда в ФРГ
На общем фоне послевоенного состояния экономики западноевропейских стран особенно удручающей выглядела немецкая действительность тех лет. Разрушенные города, уничтоженные бомбардировками или демонтированные фабрики и заводы, отброшенное на несколько десятков лет назад аграрное производство. Пустые полки магазинов. Карточная система. Спе ...
Студенческие кружки
В университетских стенах закладывалась не только программа будущей профессиональной жизни студента, но и его дружеские связи, зарождалось его мировоззрение, формировались основы нравственной позиции. Тепло и взволнованно вспоминают об этом времени духовной свободы и одновременно напряженной духовной работы И.А. Гончаров: "Дух юноше ...
Утраченные иллюзии
Спарта была великой пока была прекрасной и справедливой, в золотые дни, когда там, по словам Терпандра, цвели «доблесть юношей, гармоническая Муза и справедливость, идущая широкой стезей, мать прекрасных подвигов» [2;47], когда гражданские добродетели и военная мощь уравновешивались улыбкой человечности, сиявшей в лукавой грации спартан ...