Земледелие
Страница 1

Одна из географических особенностей Древней Руси – деление страны на природные зоны – предопределила ее экономическое развитие в лесных и степных районах, привела к заметной разнице между севером и югом. Граница тайги в начале I тыс. н.э. была гораз­до южнее современной, её остатком является современная Беловежская Пуща.

В степной зоне первоначально использовалась переложная система земледелия, за­клю­ча­вшаяся в том, что после первых урожаев землю оставляли под паром на несколько лет, не соблюдая какого-либо определенного чередования – позже появилось двуполье и трехполье (XI в.). На юге плуг (рало) использовался со скифских времен, а в качестве тяг­ловой силы – лошади или волы. Плужное земледелие было эффективным и давало отно­сительно высокие и стабильные урожаи. Современные раскопки показали, что в IX-X вв. веках для обработки земли и выращивания урожая применяли также лопату, косу и дру­гие инструменты. В этот же период стало применяться железо при изготовлении земле­дельческих орудий (наральников, чересел и др.).

В лесной зоне работа должна была начинаться с вырубки деревьев и выжигания под­леска. Такая система называется подсечно-огневой (подсека – вырубка). В первый год, очищенные от лесной растительности, поля удобренные древесной золой давали высокий урожай (сам-10 и более), однако, в последующем урожайность резко падала и через три-че­ты­ре года такие участки земли становились непригодными для использования а земля нуждалась в длительном отдыхе. На начальной стадии развития земледелия в лесной зоне основными орудиями труда были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. В вер­ховьях Волги лошадь первоначально использовалась как скот, на мясо и в качестве транспортного средства, и только начиная с V в. ее приспособили для сельско­хо­зяйственных работ. Северная русская соха представлял собой деревянное орудие с тре­мя зубьями. Позже к нему приладили металлический лемех. Земледельцы использовали орудия вторичной обработки почвы: грабли и вилы. Убирали урожай при по­мо­щи серпов, скошенные колосья связывались в снопы, которые складывали в стога, а за­тем хлеба молотили цепами или копытами погоняемых животных. Для получения муки зерно размалывали каменными зернотерками и жерно­вами.

В Новгороде и некоторых других землях применялась двух- и трехпольная (лядин­ная) система хозяйствования.

Система подсечного земледелия, практиковавшаяся на протяжении нескольких веков в Восточной Европе, явилась фактором деградации почв, существенно отразилась на со­стоянии ландшафтов лесной и лесостепной зоны, в первую очередь, дерново-подзоли­стых, серых лесных и оподзоленных черноземов. Значительные изменения основы древ­него агроландшафта обусловили смену растительности и животного мира обширных тер­риторий.

Из зерновых культур на юге выращивали пшеницу, гречиху, полбу, пшено и др. на севере – озимую рожь, яровую пшеницу а также овес, ячмень и просо. При трехпольной системе возделывали следующие культуры: волокнистые, пригодные для ткачества (лен и коно­плю); бобовые (горох и чечевицу) и репу на отдельных полях.

Древних славян лишь условно можно было назвать оседлым народом, так как, истощив пашню на одном месте, они покидали свое жилище и искали другого. Таким образом, первоначально поселки славян-земледельцев имели подвижный характер.

Страницы: 1 2

Предпосылки проведения реформ.
Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права обусловлено особенностями российского самодержавия, которое с момента образов ...

“Обратный курс” Дж.Доджа - К.Шоупа в Японии
Япония проиграла Вторую мировую войну. Она капитулировала 2 сентября 1945 г. и была оккупирована американскими войсками. Экономика страны находилась в состоянии хаоса. Война унесла жизни 2 млн. человек. Отрасли легкой промышленности пришлось практически создавать заново. Выпуск промышленной продукции в 1945 г. составил 28,5% от уровня 1 ...

Жители города, их занятия и благосостояние
Идея строительства в губернском городе Смоленске железной дороги (именно так официально именовался в то время трамвай) появилась еще в 1898 году, вероятно, под влиянием строительства трамвая в Киеве (в 1892 году) и Нижнем Новгороде (в 1896 году). 26 марта 1898 года Постановлением Смоленской городской Думы строительство электрической ста ...