В I веке до н.э. Римская республика находилась в продолжительном и глубоком кризисе, вызванном прежде всего несоответствием системы управления уровню стоящих перед ней задач. Действующие тогда законы и традиции создавались во времена, когда Рим был сравнительно небольшим полисом, окруженным подвластными ему сельскими территориями. Как выяснилось, они были плохо приспособлены к потребностям государства, включавшего всю Италию и владевшего обширными землями Средиземноморья.
Система управления в Римской республике с самого начала была двойственной - она опиралась на два плохо согласующихся начала: с одной стороны - широкое использование самоуправления и прямой демократии, с другой - сохранение господства наследственной аристократии, из состава которой формировался сенат (де-факто - орган высшей власти в государстве). В принципе, в Риме времен республики существовала продуманная и достаточно действенная система сдержек и противовесов, которая, как правило, не позволяла ни сенату, ни другим управленческим институтам монополизировать власть и одновременно устанавливала понятные и четкие правила игры. Однако она утратила силу, когда Рим стал центром огромной империи с многочисленными подданными, а его население, значительную долю которого составляла деструктивная люмпенская прослойка, исчислялось сотнями тысяч человек.
Прямая демократия при таком многолюдстве просто не могла работать, а до представительной римляне не додумались. Народные массы превратились в толпу, которой можно было легко манипулировать. Выборы стали соревнованием кошельков - претенденты на государственные посты (а практически все они в Римской республике были выборными) тратили огромные средства на подарки и подкуп избирателей. Причем рассчитывать на покрытие расходов можно было только в случае попадания на высшие этажи власти, для чего нужно было пройти все карьерные ступеньки, а таких доходных постов было заведомо меньше количества честолюбцев, желающих их занять. Интриги в правящей элите превратились в ожесточенную борьбу партий, вербующих приверженцев из числа деклассированных элементов. Порой нужные решения продавливались с помощью вооруженной силы, а иные отменялись со ссылкой на небесные знамения.
На Рим обрушились гражданские войны невиданной ожесточенности. В 80-е годы до н.э. восстали италийские города-союзники Рима, недовольные своим второстепенным положением. Серией кровопролитных сражений римляне потушили этот пожар, и жители союзных городов получили полноправное гражданство, но тут же борьба партий расколола саму республику. Их вожди - Сулла и Марий (а после его смерти в 84 году до н.э. - Цинна) - уже открыто повернули оружие друг против друга, а победители расправлялись с побежденными, задействуя механизм казней, конфискаций и ссылок. В 82 году Сулла, выигравший схватку, с санкции народного собрания получил диктаторские полномочия[4].
Одной из жертв этой войны едва не стал молодой Юлий Цезарь, выходец из старинного знатного рода, связанный фамильными узами с вождями проигравшей партии (его тетка была замужем за Марием, а он сам женился на дочери Цинны). Только заступничество со стороны родственников перед диктатором помогло ему остаться в живых, однако карьера жреца, к которой с детства готовили Цезаря, оказалась прерванной в самом начале. Чтобы избежать ареста и казни, юный Цезарь, вынужденный бежать из Рима, нарушил налагаемый на жрецов Юпитера запрет, согласно которому им нельзя было покидать город.
Третий этап Гражданской войны: февраль 1919 – весна 1920
Потерпев неудачу с интервенцией, Антанта стала оказывать помощь белому движению в России. С осени 1919 по весну 1920 большевики разгромили армии Деникина и Колчака и установили контроль над югом России и Сибирью. ...
Открытие Аркаима
Само название «Аркаим» происходит от тюркского «арка» – спина, хребет. Названо городище по названию горы Аркаим. Еще Аркаинской (Аркаимской) называлась пустошь на картах 19 века.
Аркаим был открыт летом 1987 года, уже в 1991 году территория памятника была объявлена заповедной (в статусе филиала Ильменского заповедника). Вслед за археол ...
Взаимодействие цивилизаций
Тойнби глубоко и обстоятельно исследует проблему взаимодействия цивилизаций. С его точки зрения, между цивилизационными системами никогда не было гармонии и равноправного сотрудничества. Вся история человеческого рода, считает он, была историей борьбы цивилизаций, где каждый раз побеждала цивилизация, находящаяся на более высоком уровне ...