Кризис римской республики

В I веке до н.э. Римская республика находилась в продолжительном и глубоком кризисе, вызванном прежде всего несоответствием системы управления уровню стоящих перед ней задач. Действующие тогда законы и традиции создавались во времена, когда Рим был сравнительно небольшим полисом, окруженным подвластными ему сельскими территориями. Как выяснилось, они были плохо приспособлены к потребностям государства, включавшего всю Италию и владевшего обширными землями Средиземноморья.

Система управления в Римской республике с самого начала была двойственной - она опиралась на два плохо согласующихся начала: с одной стороны - широкое использование самоуправления и прямой демократии, с другой - сохранение господства наследственной аристократии, из состава которой формировался сенат (де-факто - орган высшей власти в государстве). В принципе, в Риме времен республики существовала продуманная и достаточно действенная система сдержек и противовесов, которая, как правило, не позволяла ни сенату, ни другим управленческим институтам монополизировать власть и одновременно устанавливала понятные и четкие правила игры. Однако она утратила силу, когда Рим стал центром огромной империи с многочисленными подданными, а его население, значительную долю которого составляла деструктивная люмпенская прослойка, исчислялось сотнями тысяч человек.

Прямая демократия при таком многолюдстве просто не могла работать, а до представительной римляне не додумались. Народные массы превратились в толпу, которой можно было легко манипулировать. Выборы стали соревнованием кошельков - претенденты на государственные посты (а практически все они в Римской республике были выборными) тратили огромные средства на подарки и подкуп избирателей. Причем рассчитывать на покрытие расходов можно было только в случае попадания на высшие этажи власти, для чего нужно было пройти все карьерные ступеньки, а таких доходных постов было заведомо меньше количества честолюбцев, желающих их занять. Интриги в правящей элите превратились в ожесточенную борьбу партий, вербующих приверженцев из числа деклассированных элементов. Порой нужные решения продавливались с помощью вооруженной силы, а иные отменялись со ссылкой на небесные знамения.

На Рим обрушились гражданские войны невиданной ожесточенности. В 80-е годы до н.э. восстали италийские города-союзники Рима, недовольные своим второстепенным положением. Серией кровопролитных сражений римляне потушили этот пожар, и жители союзных городов получили полноправное гражданство, но тут же борьба партий расколола саму республику. Их вожди - Сулла и Марий (а после его смерти в 84 году до н.э. - Цинна) - уже открыто повернули оружие друг против друга, а победители расправлялись с побежденными, задействуя механизм казней, конфискаций и ссылок. В 82 году Сулла, выигравший схватку, с санкции народного собрания получил диктаторские полномочия[4].

Одной из жертв этой войны едва не стал молодой Юлий Цезарь, выходец из старинного знатного рода, связанный фамильными узами с вождями проигравшей партии (его тетка была замужем за Марием, а он сам женился на дочери Цинны). Только заступничество со стороны родственников перед диктатором помогло ему остаться в живых, однако карьера жреца, к которой с детства готовили Цезаря, оказалась прерванной в самом начале. Чтобы избежать ареста и казни, юный Цезарь, вынужденный бежать из Рима, нарушил налагаемый на жрецов Юпитера запрет, согласно которому им нельзя было покидать город.

Реформы экономики в странах Азии
Формирование хозяйственного механизма в странах Азии происходило в условиях и формах, близких к СССР. Существенной чертой такой структуры являлась сильная позиция государственно-партийного аппарата в общественном воспроизводстве, т.е. командно-административная система. В середине 60-х гг. начали появляться признаки несоответствия этой ...

Государств. и ведомственные архивы США в 19 в
Развитие экономических и хозяйственных архивов, отложившихся на уровне государственных структур в США в индустриальный период, осуществлялось в рамках процесса дальнейшего становления и укрепления новой американской национальной экономики, оформления соответствующей системы правительственных органов. После войны за независимость в Север ...

“Рейганомика” и ее результаты
На рубеже 70-80-х гг. инициатива в идейно-теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам, чьи кредо и политика существенно отличались от тех, которые определяли основные параметры общественного развития в течение всего послевоенного периода. В противовес социал-демократической реформистской модели ...