В I веке до н.э. Римская республика находилась в продолжительном и глубоком кризисе, вызванном прежде всего несоответствием системы управления уровню стоящих перед ней задач. Действующие тогда законы и традиции создавались во времена, когда Рим был сравнительно небольшим полисом, окруженным подвластными ему сельскими территориями. Как выяснилось, они были плохо приспособлены к потребностям государства, включавшего всю Италию и владевшего обширными землями Средиземноморья.
Система управления в Римской республике с самого начала была двойственной - она опиралась на два плохо согласующихся начала: с одной стороны - широкое использование самоуправления и прямой демократии, с другой - сохранение господства наследственной аристократии, из состава которой формировался сенат (де-факто - орган высшей власти в государстве). В принципе, в Риме времен республики существовала продуманная и достаточно действенная система сдержек и противовесов, которая, как правило, не позволяла ни сенату, ни другим управленческим институтам монополизировать власть и одновременно устанавливала понятные и четкие правила игры. Однако она утратила силу, когда Рим стал центром огромной империи с многочисленными подданными, а его население, значительную долю которого составляла деструктивная люмпенская прослойка, исчислялось сотнями тысяч человек.
Прямая демократия при таком многолюдстве просто не могла работать, а до представительной римляне не додумались. Народные массы превратились в толпу, которой можно было легко манипулировать. Выборы стали соревнованием кошельков - претенденты на государственные посты (а практически все они в Римской республике были выборными) тратили огромные средства на подарки и подкуп избирателей. Причем рассчитывать на покрытие расходов можно было только в случае попадания на высшие этажи власти, для чего нужно было пройти все карьерные ступеньки, а таких доходных постов было заведомо меньше количества честолюбцев, желающих их занять. Интриги в правящей элите превратились в ожесточенную борьбу партий, вербующих приверженцев из числа деклассированных элементов. Порой нужные решения продавливались с помощью вооруженной силы, а иные отменялись со ссылкой на небесные знамения.
На Рим обрушились гражданские войны невиданной ожесточенности. В 80-е годы до н.э. восстали италийские города-союзники Рима, недовольные своим второстепенным положением. Серией кровопролитных сражений римляне потушили этот пожар, и жители союзных городов получили полноправное гражданство, но тут же борьба партий расколола саму республику. Их вожди - Сулла и Марий (а после его смерти в 84 году до н.э. - Цинна) - уже открыто повернули оружие друг против друга, а победители расправлялись с побежденными, задействуя механизм казней, конфискаций и ссылок. В 82 году Сулла, выигравший схватку, с санкции народного собрания получил диктаторские полномочия[4].
Одной из жертв этой войны едва не стал молодой Юлий Цезарь, выходец из старинного знатного рода, связанный фамильными узами с вождями проигравшей партии (его тетка была замужем за Марием, а он сам женился на дочери Цинны). Только заступничество со стороны родственников перед диктатором помогло ему остаться в живых, однако карьера жреца, к которой с детства готовили Цезаря, оказалась прерванной в самом начале. Чтобы избежать ареста и казни, юный Цезарь, вынужденный бежать из Рима, нарушил налагаемый на жрецов Юпитера запрет, согласно которому им нельзя было покидать город.
Историография
Исторические хроники Китая, записывавшиеся почти три тысячи лет, образуют самую длинную непрерывную традицию среди исторической документации любой цивилизации. Никакое другое традиционное общество не знало так свое прошлое и не придавало такого значения ведению исторических записей. Согласно исторической концепции древних китайцев, исто ...
Обострение классовой борьбы. Астраханское восстание
Классовая борьба в то время была направлена не против преобразований, а против того, что эти преобразования сопровождались усилением крепостного гнёта и крепостнической эксплуатации.
Астраханское восстание 1705-1706 годов, вызванное увеличением прямых и косвенных налогов, увеличением повинностей городских и служивых людей, крайним прои ...
Отношение советской
власти к православной церкви в 20-е гг. XX в.
С 18 по 23 марта 1919 г. в Москве проходил VIII съезд РКП(б). Основное место в работе съезда заняло обсуждение и принятие новой программы партии, разработанной под руководством В.И. Ленина.
В программе содержался раздел «В области религиозных отношений». Он гласил: «Партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими кл ...