Культ личности и борьба с ним
Страница 2

История » Личность в истории - Сталин » Культ личности и борьба с ним

До войны в печати и во всей воспитательной работе преобладал хвастливый тон: если враг нападет на священную советскую землю, то мы ответим на удар врага тройным ударом, войну будем вести на территории противника и выиграем ее малой кровью. Однако эти декларативные заявления далеко не во всем подкреплялись практическими делами, чтобы обеспечить действительную неприступность советских границ.

Культ личности в 30-40х годах ХХ в. нанёс ущерб нашей стране, нашему народу. Но он не изменил и не мог изменить сущности социалистического общественного и политического строя именно потому, что решающую роль в определении хода истории играет не личность, а соотношение классов, деятельность народных масс. «Думать, что отдельная личность, даже такая крупная, как Сталин, могла изменить наш общественно-политический строй, значит впасть в глубокое противоречие с фактами, с марксизмом, с истиной, впасть в идеализм. Это значило бы приписывать отдельной личности такие непомерные, сверхъестественные силы, как способность изменить строй общества, да ёще такой общественный строй, в котором решающей силой являются многомиллионные массы трудящихся». (О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС).

Выдвигая вопрос о борьбе с культом личности, КПСС исходила из того, что он противоречит марксизму-ленинизму и природе социалистического строя, что он тормозил развитие советской демократии и продвижение советского общества к коммунизму. Восстановление и дальнейшие развитие ленинских норм партийной жизни и принципов руководства открыли простор для развития творческих сил и инициативы партии и народа, ускорили движение страны к коммунизму, ещё более укрепили связи партии с массами. «Закон жизни партии – неукоснительное соблюдение ленинских норм партийной жизни и принципа коллективности руководства, - отмечается в программе КПСС - …С ленинскими принципами партийн6ой жизни несовместим культ личности и связанные с ним нарушения коллективности руководства, внутрипартийной демократии и социалистической законности».

Решительно выступая против культа личности, Коммунистическая партия в то же время считает необходимым поддерживать и укреплять авторитет руководителей в коммунистическом и рабочем движении. Недопустимо смешивать с культом личности заслуженный авторитет руководителей, борющихся за коренные интересы трудящихся. В. И. Ленин писал: «Марксисты не могут стоять на обычной точке зрения интеллигента-радикала с его якобы революционной отвлечённостью: «никаких авторитетов». Нет. Рабочему классу, ведущему во всём мире трудную и упорную борьбу за полное освобождение, нужны авторитеты». Авторитет руководителей неотделим от авторитета партии, от принципов коллективности руководства.

Страницы: 1 2 

Устав 1863 года
Характерной черной деятельности Министерства народного просвещения при А.В. Головнине, занявшем пост министра в 1862 г., была широкая гласность. Комиссия, возглавляемая фон Брадке, составила проект нового университетского устава. Проект был разослан во все университетские советы, лицам духовных и гражданских ведомств, переведен на немец ...

Признаки типологии цивилизаций
В основу типологии цивилизаций Тойнби кладет два признака: наличие, как он пишет, «универсальной церкви» и степень удаленности от того места, где зародилась та или иная цивилизация. Дифференцируя цивилизационные системы по критерию религии, Тойнби выстраивает следующий ряд: 1) цивилизации, которые никак не связаны ни с последующими, ни ...

Двоцовые перевороты
Прежде чем рассматривать государственный аппарат Российской империи 20-60-х гг. XVIII в., необходимо хотя бы кратко осветить историческую обстановку, вызывавшую изменения в области управления страной. Появление новых властных структур обусловливалось социально-экономическим и политическим развитием России второй четверти XVIII в. В ист ...