Появление независимых государств на Балканах
Страница 1

Историческое развитие народов Балканского полуострова

происходило на фоне очень сложных и противоречивых процесов, связанных с их вековым стремлением к национальной независимости и суверенитету.

Суверенитет

(от фр. souverainete - верховная власть) - независимость государства во внешних и внутренних делах. Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права, закрепленный в Уставе ООН и других международных актах.

Большинство народов Балканского полуострова входили в состав двух империй - Османской и Австро-Венгерской,

но их положение было далеко неодинаковым.

Черногорцы, сербы, болгары, македонцы, народы Дунайских княжеств, находясь длительное время под властью турецких султанов, испытали на себе всю тяжесть восточной деспотии. Хорваты, словенцы, будучи подданными Австро-Венгрии, находились в лучших условиях для социально-экономического развития, им предоставлялась культурно-национальная и религиозная автономия.

Трагически сложилась судьба народов Боснии и Герцеговины.

Несколько веков они находились под властью Османской империи. В 1878 г. эту территорию оккупировали войска Австро-Венгрии, а в 1908 г.

Австро-Венгрия аннексировала

(насильственно присоединила) Боснию и Герцеговину с вынужденного согласия турецкого султана. Здесь проживали хорваты (по вероисповеданию - католики), сербы (православные) и «отуреченные» сербы (мусульмане). Это обстоятельство и в прошлом вызывало немало конфликтов и распрей. И турецкие, и австро-венгерские власти всегда стремились использовать религиозную нетерпимость между этими народами в своих целях. Австрийцы, например, предоставляли определенные привилегии хорватам, что вызывало справедливое недовольство сербов и мусульман. Босния и Герцеговина стала эпицентром кризиса, который привёл к Первой мировой войне.

Подъему национально-освободительного движения народов Балканского полуострова

способствовали восстание против османского господства в Боснии и Герцеговине (1875-1876) и русско-турецкая война (1877-1878). Россия стремилась использовать традиционное влияние в этом регионе с целью укрепления своих позиций на Балканах. Сан-Стефанский мирный договор,

подписанный по окончании русско-турецкой войны и решения Берлинского конгресса

оказали кардинальное влияние на дальнейшую судьбу балканских народов.

Болгария

.

По Сан-Стефанскому договору предусматривалось создание самостоятельного государства Болгария, в состав которого вошли бы все болгарские земли. Но Австро-Венгрия и Англия опасались усиления влияния России в этой стране. Освобожденная от османского ига Болгария была расчленена. Из ее северной части было образовано вассальное по отношению к Турции Болгарское княжество

(столица с 1878 г. - София), из южной была создана автономная провинция в составе Османской империи - Восточная Румелия

во главе с христианским генерал-губернатором, назначаемым султаном. Фракия и Македония передавались Турции.

Изменения в социально-экономическом строе нашли отражение в Тырновской конституции 1879 г.,

одной из наиболее демократических для своего времени. В Болгарском княжестве были ликвидированы помещичье землевладение и феодальные пережитки. Великое народное собрание в 1887 г. избрало князем Болгарии немецкого принца Фердинанда

Страницы: 1 2 3

Англия
В годы правления Ивана Грозного были установлены торговые отношения с Англией. В 1553 году экспедиция английского мореплавателя Ричарда Ченслера обогнула Кольский полуостров, вошла в Белое море и бросила якорь к западу от Николо-Корельского монастыря напротив селения Нёнокса, где они установили, что эта местность является не Индией, а М ...

Пётр в Преображенском
Всё свободное время Пётр проводил вдали от дворца — в сёлах Воробьёве и Преображенском. С каждым годом у него увеличивался интерес к военному делу. Пётр одел и вооружил своё «потешное» войско, состоявшее из сверстников по мальчишеским играм. Сначала это был сплошной сброд: “Преображенские конюхи”, как выражалась Софья. Потом этой компа ...

Церковная реформа
Процесс усиления государственной власти неизбежно вновь выдвигал вопрос о положении церкви в государстве. Царская власть, источники доходов которой были немногочисленными, а расходы велики, с завистью смотрела на богатства церквей и монастырей. На совещании молодого царя с митрополитом Макарием в сентябре 1550 года была достигнута дого ...