Категория цивилизации

Базовой категорией научного анализа для Тойнби является категория цивилизации. Опираясь именно на нее, он строит величественное здание своей собственной конструкции. Следует сказать, что, в отличие от своих предшественников, Тойнби трактует цивилизацию не как организм, формирующийся и развивающийся по биологическим законам, а как социальную целостность, в своем движении подчиняющуюся общим закономерностям общественного развития.

Цивилизации, с точки зрения Тойнби, «в субъективных понятиях представляют умопостигаемые поля исследования, а в объективных понятиях они представляют собой основу пересечения полей активности отдельных индивидов, энергия которых и есть та жизненная сила, что творит историю общества.

Раскрывая свое понимание сути цивилизаций, Тойнби пишет о том, что каждая цивилизация представляет собой локальное образование, которое обладает только ему присущими чертами и характеристиками и никоем образом не напоминает по своим признакам другие цивилизации. Единой цивилизации нет как таковой. Есть ряд цивилизаций, весьма отличающихся по своим ценностям, типам культурно-творческой деятельности, направленности исторического развития и, конечно, развитостью материально-технического базиса. Однако те, кто обращают внимание на последнее обстоятельство и пытаются дифференцировать цивилизации в зависимости от совершенства орудий, с помощью которых человек преобразует окружающий мир в мир культуры, совершает серьезную ошибку, ибо духовный климат эпохи играет не меньшую, если не большую роль как в формировании типа цивилизации, так и в ее идентификации. Отсюда вытекает, что поиск различий между цивилизациями должен быть направлен совершенно в другую сторону. Объектом анализа должны стать «следы духовной деятельности», находящие свое выражение в изобразительном искусстве, музыке, литературе. Тойнби считает, что «каждая цивилизация создает свой индивидуальный художественный стиль». Он утверждает, что «при попытках определить границы какой либо цивилизации в каком-либо из измерений – пространственном или временном – мы неизменно приходим к выводу, что эстетический критерий оказывается самым верным и тонким для установления таких границ».

Начало холодной войны
Наметившееся после войны потепление международного климата оказалось не долгим. С 1946 г. Произошло обострение международных отношений. Главной осью конфронтации стал конфликт между 2-мя сверхдержавами – СССР и США. Военно-политическое противоборство 2-х блоков определялось несколькими факторами: коренными различиями в социально-политич ...

Живопись
В живописи распространяется стиль импрессионизма (впечатление): Серов, Врубель. Вокруг журнала «Мир искусства » складывается группа художников, занимающаяся распространением русского искусства в Европе и европейского искусства в России (Бенуа, Сомов). От мирискусственников откалывается «Союз русских художников» (Грабарь, Юон). В книжн ...

Гербъ рода Тургеневыхъ
В щите, имеющем широкое поле, изображены три золотые ше­стиугольные звезды и серебряный единорог, имеющий золотые копы­та и рог. Щит увенчан обыкновен­ным дворянским шлемом с дво­рянской на нем короной и тремя страусиновыми перьями. Намет на щите голубой, подложенный се­ребром. ...