Но эта мера не была действенной, так как касалась только городов и вступала в противоречие с общей политикой Екатерины в отношении предпринимательства.
Главной либеральной мерой Екатерины стал Манифест 1775 г., значительно облегчавший развитие предпринимательства. Представители всех сословий, включая крепостных, получили право заводить станы и рукоделия, не испрашивая никаких разрешений и без всякой регистрации (поэтому обычно в литературе манифест 1775 г. называется манифестом о свободе предпринимательства). Это способствовало быстрому росту крестьянских промыслов и кустарной промышленности.
Но политика экономического либерализма не была последовательной и полноценной, она не затрагивала сельское хозяйство и сочеталась с многими сословными ограничениями в торговле и промышленности. В целом, несмотря на личные взгляды Екатерины, речь шла о введении лишь отдельных элементов свободы предпринимательства.
Усиление крепостного права во второй половине XVIII в. достигло своего апогея. Это происходило за счет: расширения зоны применения крепостного труда на Левобережную и Слободскую Украину (в 1783 г. крестьянам здесь было запрещено переходить от помещика к помещику), районы Курско-Белгородской и Воронежской засечных черт, на Дон, Заволжье, Приуралье. Кроме того, государственные и изъятые у церкви земли активно раздавались дворянству: таким образом при Екатерине II более 800 тыс. крестьян стали крепостными; усиления власти помещиков над крестьянами: указами Петра III и Екатерины II было провозглашено право помещика без суда отправлять крестьян в ссылку в Сибирь (1760), на каторжные работы (1765), крестьянам было запрещено жаловаться монарху на своего помещика (1767) и т. д. Причем сосланные крепостные засчитывались помещику как отданные в рекруты и в результате он не нес никаких потерь. За 5 лет было сослано и отправлено на каторгу около 20 тыс. крепостных. Процветала продажа и перепродажа крепостных без земли, проводились аукционы.
В итоге крепостничество конца просвещенного XVIII столетия отличалось от рабства лишь тем, что крестьяне вели собственное хозяйство, дворовые же крепостные практически были приравнены к рабам.
В то же время, крепостные и дворовые составляли во второй половине XVIII в. не более 45% всего населения и 53% всех крестьян. Именно к этому периоду относятся первые признаки разложения крепостного строя.
Признаки крепостного строя и начало их разложения
Первый признак феодально-крепостнического хозяйства - господство натурального хозяйства.
Но во второй половине XVIII в. в результате развития товарно-денежных отношений, формирования всероссийского рынка, расширения внутренней и внешней торговли, развития промышленности и роста городов происходило его постепенное разрушение.
Второй признак феодального хозяйства - прикрепление крестьянина к земле и наделение их землей и основными средствами производства (лошадь, корова, посевной материал, орудия труда).
Однако и этот признак начал деформироваться в результате лишения крестьян самостоятельного хозяйства.
В тот период развивалось две формы этого процесса,
- Прямая форма - обезземеливание преобладало в плодородных черноземных губерниях. Здесь помещик увеличивал свое поле (барскую запашку) за счет крестьянских наделов. При этом возрастала барщина. Крайней формой прямого обезземеливания явилась месячина, в этом случае крестьянин, лишенный надела и получавший месячное содержание продуктами, по своему положению больше напоминал раба, а не феодально-зависимого работника.
Экономические причины и последствия Первой Мировой войны. Экономические
причины Первой мировой войны. Участие стран мира в войне
Первая мировая война явилась прямым следствием империалистических противоречий, вызванных неравномерностью экономического и политического развития капиталистических стран. Складываются новые соотношения сил в капиталистическом мире, возникает борьба за передел уже поделенного мира, главным средством которой и являются насилие, война.
Б ...
Выбор веры
Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерн ...
Дуровы.
Д. П. Дуров, о котором здесь говорится, был владимирский и тамбовский помещик, оба -брат и сестра -отличались глупостью и большим суеверием, притом Дуров был ещё большой охотник до всяких церемоний; про него известный поэт того времени, князь И. М. Долгорукий, написал комедию «Дырулов». ...