Торговля
Страница 1

Внутренняя торговля быстро развивалась в условиях развития мелкого товарного производства, в том числе в виде промыслов, увеличения специализации районов на производстве определенных продуктов, возрастания спроса. Особенно активно росла крестьянская торговля продуктами промыслов и, особенно, сельского хозяйства.

Огромную роль играли ярмарки, расцвет которых пришелся на вторую половину столетия. Именно в виде системы оптовой ярмарочной торговли сложился всероссийский хлебный рынок. Действовали тысячи связанных между собой местных торжков, межобластных и всероссийских ярмарок. Самыми крупными из них являлись Макарьевская (на Волге), Нежинская (на Украине), Архангельская (на Севере), Ирбитская (в Сибири), Оренбургская.

Но формировались и центры постоянной стационарной торговли. Самым главным таким центров являлась Москва.

В то же время речь шла не столько о качественном, сколько о количественном развитии российской торговли. Она оставалась в основном сезонной, слабо специализированной, плохо организованной.

. Внешняя торговля имела относительно небольшой объем (3,5 % мирового товарооборота в конце XVIII в.), но развивалась довольно быстро. Вывозились железо, парусное полотно, льняные ткани, пенька, лес, кожа.

Большую роль стал играть возникший при Екатерине II вывоз российского хлеба (через Петербург и Архангельск), но в условиях крепостничества производство товарного зерна не поспевало за ростом возможностей экспорта и доля хлеба в вывозе не выросла с 1760-х до 1790-х гг.

Главным внешнеторговым партнером России в Европе оставалась Англия, велась также торговля с Пруссией и Швецией, в Азии - с Персией, Турцией, Китаем, Бухарой.

Основной проблемой российской внешней торговли являлась ее зависимость от иностранных купцов, прежде всего английских купцов. Ввоз товаров в Европу и вывоз из нее на 9\10 находились руках иностранцев и производился на иностранных кораблях. Но тот факт, что уже 10-15 % вывоза и ввоза контролировались российскими купцами свидетельствовал о прекращении гегемонии иностранцев и становлении собственно российского внешнеторгового предпринимательства.

Развитие внутреннего рынка

Житницей России в середине XVIII в. были центрально-черноземные районы, особенно Белгородская и Воронежская губернии, а к концу столетия — и Среднее Поволжье. Отсюда хлеб вывозился в Москву и Петербург, в Ярославль, Кострому. Продавцами хлеба выступали и помещики и крестьяне. Помещики продавали хлеб и другие сельскохозяйственные продукты с целью увеличить свои денежные доходы. Большинство же крестьян продавало хлеб, необходимый им для собственного потребления, потому что для уплаты оброка и подушной подати, для покупки соли и промышленных изделий им необходимы были деньги.

Отрыв крестьян от земледелия и домашних промыслов способствовал расширению емкости внутреннего рынка для промышленных товаров. В крестьянское и помещичье хозяйство, вытесняя изделия домашних промыслов, постепенно проникает продукция крупных металлургических заводов и мануфактур, производивших полотно. Обе эти отрасли промышленности, с давних времен поставлявшие большую часть своей продукции за границу, в связи с расширением внутреннего рынка стали выпускать и предметы широкого потребления.

Развитие внутреннего рынка проявляется в росте числа ярмарок и торжков, которых в 70-е годы XVIII в. насчитывалось свыше 1600. Цепь ярмарок протянулась от Кяхты и Иркутска на востоке через Ирбит, Троицк и Макарьевскую ярмарку до Свенской и Киевской — на западе, от Макарьевской в Поволжье до Архангельской и Петербургской — на севере и северо-западе.

Воротилами на внутреннем рынке становятся торгующие крестьяне не только из государственных, но и из числа крепостных. Дворяне не препятствовали торговле своих крестьян, но облагали их, как и крестьян-мануфактуристов, высоким оброком.

Отмена внутренних пошлин и монополий

Развитие внутренней торговли побудило правительство пойти на серьезные перемены в своей экономической политике. Они были обусловлены как интересами торгующего дворянства, домогавшегося ликвидации торговых монополий и ограничений, так и интересами купечества.

Страницы: 1 2

Потеря Ганзой своего значения
Несмотря на все свои коммерческие и ратные успехи, Ганза, консервативная до мозга костей, сама себе постепенно создавала трудности. Ее правила требовали, чтобы наследство делилось между многочисленными детьми, а это препятствовало накоплению капитала в одних руках, без чего "дело" не могло расширяться. Постоянно не подпуская к ...

Тоталитарная нравственность
Однако в этом солдатском образовании нравственной подготовке придавалось не меньше значения, чем технической. Спартанское образование целиком направлено на формирование характера по совершенно определенной модели, той самой, которую на глазах у нас, в Европе XX века, вновь вызвало к жизни во всем ее диком и бесчеловечном величии воскреш ...

Лауреаты полной Демидовской премии
Год Лауреаты Область За что 1832 Магнус Георг фон Паукер Метрология За работу по русской метрологии 5 000 рублей + 5 000 рублей на издание труда Гагемейстер, Юлий Андреевич Экономика За работу «Розыскание о финансах древней России» (издана в 1833 году) 1833 Востоков, Александр Христофорович ...