Становление личности
Страница 1

В Ротлей - Темпле в Леспершире, в небольшой комнате с дубовой обшивкой вместо обоев, почерневшей от времени, с видом на парк с востока и в небольшой садик с юга, 25 октября 1800 года родился Томас Бабингтон Маколей.

Ребенок очень рано обнаружил все признаки замечательного ума. В три года он почти не разлучался с книгой. Он проводил за ней целые часы, лежа на ковре перед камином. Игры его не интересовали. Его голова постоянно была занята прочитанным или собственными фантазиями на прочитанное. Экономка и мать были вечными слушательницами этих импровизаций, переписанных "печатным словом". Первым его чтением, по выбору родителей, были книги духовного содержания, а затем, по выбору самого ребенка - "Потерянный Рай" Мильтона, "Странствие пилигрима" Боньяна, Вальтор Скотт и все, что давало работу его воображению. Он постоянно жил в области вымыслов аллегорических фигур, деятелей прошлого. Ребёнка не устраняли от разговора старших, и мало по малу он тоже принимал участие в семейных дебатах и делах, что по моему мнению, и повлияло на дальнейшую судьбу и интересы Томаса.

Школьное обучение юного Маколея началось в 1813 году и продолжалось пять лет в известном тогда пансионе Престона в Шельфорде близ Кембриджа. Любимыми его предметами были история и литература. У Престона он жил на полном содержании, дома появлялся редко. Юные годы Тома протекали в самый разгар аболиционного движения[41]. Семейная обстановка этих годов носила характер военных действий с непрерывной тревогой то радостных, то печальных действий, шумом бесконечных дебатов, с приливом и отливом брошюр, бумаг и писем… [42]

В 1818 году Маколей поступил в колледж Св. Троицы Кембриджского университета. [43] Европейские революции 20-х XIX века вызывали брожение в общественном мнении Англии, прежде всего молодежи. Маколей более всего прислушивался к признанному студенческому вожаку Ч. Остину, близкому к философским радикалам (утилитаристам). Большое влияние на Томаса оказал студенческий дискуссионный клуб. Студентам было запрещено обсуждать на заседаниях общества вопросы текущей политики, но такие обсуждения все - таки проходили в замаскированном виде, в форме обращения к событиям прошлых эпох. Именно здесь у Маколея мог сформироваться метод исторических параллелей, которые он впоследствии часто использовал. В это же время начала выявляться область его будущих интересов как историка: на заседаниях клуба он выступал, в частности, с речами о Кромвеле и лорде Страффорде. [44]

С этих пор начинает рушиться умственная гармония с его семьёй. Кружок Вильберфорса, с которым был солидарен бывший директор колонии Сьерра - Леоне, отличался в эту пору строго консервативным складом во всём, что не касалось рабства. Между тем, подобно христианской морали, заставшей Захарию, разойтись с семейными воззрениями и стать в ряды эмансипаторов негров, близость к этим эмансипаторам в свою очередь заставила его сына примкнуть к либералам. Это было в полнее естественно и логично. Данные, которыми пользовались аболиционисты, воздействовали на общество и вызывая его сочувствие к неграм, картины тяжёлого положения рабов и жестокости плантаторов, совершенно неожиданно для агитаторов кружка Вильберфорса гармонировали с мрачным эхо английской жизни в её измученных низах. В воображении не узкого гуманиста на смену негров и плантаторов появились при этом белые рабы и их владыки. Именно это настроение переживал Маколей в стенах Кембриджского университета, а дружба с коллегой Чарльзом Остином, восторженным поклонником республиканских учреждений, Соединённых Штатов, окончательно решило исход настроений. Дома ничего не подозревали об этом. Учение шло своим порядком с выдающимся успехом, а в ногу с ним, т.е. в духе семьи, маршировали и политические воззрения Тома. [45]

Страницы: 1 2

Маршал Жуков Г.К.. Полководческий талант Г.К.Жукова
В новейшей историографии существуют разные мнени0я по поводу полководческого таланта и военной деятельности Г.К. Жукова, но, как представляется, наиболее достоверную характеристику дают полководцы - соратники и лично знавшие Г.К.Жукова люди. На их свидетельства необходимо, на наш взгляд, опираться историкам при оценке полководческой дея ...

Национальное государство поволжских татар в XV-XVI вв.
Государственный строй. XV в. для Европы был началом перехода от культуры средневековья к культуре нового времени. Эпоха Возрождения, начавшись в Италии в XIV в., стала вступать в свои права в остальных странах континента. Главную сущность Возрождения составило распространение гуманистического мировоззрения. Олицетворяли это мировоззрени ...

«Вперёд, орлы! Ломай блокаду, её железное кольцо!»
В начале зимы 1942-43 годов Ладожское Озеро долго не замерзало, поэтому положение Ленинграда снова было весьма бедственно. Прорыв блокады нужен был, как воздух. В конце ноября 1942 года Венный совет Ленфронта доложил в Ставку, что первоочередной задачей боевых действий зимой 1942-43 должна быть операция по прорыву блокады. Военный сове ...