Опричнина и ее значение
Страница 2

Созданию впечатления о всенародной поддержке царской политики, в частности продолжения Ливонской войны, служил собор 1566 г, на котором следовало "всенародно" утвердить огромные денежные сборы в пользу казны.

Ясным свидетельством ликвидации с помощью опричнины всякого сословно-представительного начала является история подчинения Боярской думы. Большинство членов думы в годы опричнины были физически уничтожены. Если к началу опричнины Боярская дума насчитывала 34 боярина и 9 окольничих, то уже к 1572 г.15 бояр и 4 окольничих были казнены, 3 боярина насильственно пострижены в монахи. В конечном счете царь не оставил в составе думы ни одного из ее членов, которые входили в нее до опричнины.

Выступления против самодержавия князей, церкви и светских аристократов совместно с дворянской оппозицией, а также открытые (митрополит Филипп) и тайные заговоры (заговор И.П. Федорова) привели к опричному террору. Последствия были таковы: разгром церковной оппозиции - сведение с митрополии и убийство Филиппа Колычева, расправа с новгородскими архиепископами Пименом и Леонидом. Разгром земской оппозиции - ликвидация заговора И.П. Федорова, казни 1570г. Ликвидация внутридинастичекой опасности - уничтожение двоюродного брата Владимира Старицкого и его родственников, уничтожение последних уделов. Окончательная ликвидация самоуправления Великого Новгорода.

Все эти политические акции объединены общей логикой. Без опричнины не могла состояться ни одна из этих акций, следовательно, не могла состояться стабилизация царского режима и превращение всех жителей страны в верноподданных самодержавца. При этом царь был отлично осведомлен обо всем, что делается в самых отдаленных уголках государства и в полках его войска. Он знал обо всех проступках и прегрешениях воевод вплоть до того, кто, когда и зачем отлучился со службы.

Историк Р.Г. Скрынников утверждает, что некоторые стороны опричнины заключали как бы в зародыше все последующее развитие дворянско-бюрократической абсолютной монархии. "Зародыш" аппарата неограниченной власти, аппарата военно-феодальной диктатуры в процессе исторического развития менял форму, но не менял сути.

О царском указе, отменившем опричнину, принято говорить в историографии как о вполне достоверном факте. Некоторые исследователи готовы смотреть свидетельство в пользу отмены опричнины в завещании, составленном Иваном Грозным летом 1572г. В нем он предоставляет сыновьям по своему желанию сохранить или отменить опричнину, "как им прибыльнее".

Но, пожалуй, самую большую роль в том, что формулировка о будущем опричнины приобрела в завещании осторожный характер, сыграли соображения внешнеполитические. Грозный не любил показывать опричнину зарубежным государственным деятелям. Он постоянно приказывал отрицать какой-либо раздел государства на опричнину и земщину. В ноябре 1571г. папа римский решил прекратить свои попытки наладить с Москвой антитурецкий союз и прервать все сношения с царем Иваном. Причиной такого резкого поворота послужило ознакомление папского нунция Портико, а затем и самого папы с записками Альберта Шлихтинга - немца, бежавшего из Московии в Польшу. Этот факт еще раз показал, что опричный порядок вызывает серьезные внешнеполитические осложнения.

7 июня 1572г. умер польский король Сигизмунд II Август. В числе кандидатов на польский престол были названы московский царь Иван IV и его сын Иван.12 августа 1572г. польский посол Воропай передал царю официальную просьбу польских вельмож дать согласие на избрание его, Ивана IV польским королем. То, что царь ничего не говорил об опричнине Воропаю, историк С.Б. Веселовский рассматривает как доказательство, что опричнина была обречена на отмену.

Известно, что в случаях, когда в официальных документах до осени 1572 г. писали слово "опричнина", взамен него после этой даты стали писать слово "двор".

Страницы: 1 2 3