Культурная революция

История » Политика большого скачка » Культурная революция

Истоки «культурной революции» коренятся в доктринальных установках большевизма, резко отграничивавшего новую культуру от культуры старого, «буржуазного» общества. Культурная революция по замыслу большевиков, должна была произвести переворот в культурной сфере.

Одной из задач культурной революции была подготовка населения к его участию в индустриализации страны. Важнейшим направлением в этой области было создание, восстановление и расширение системы народного образования. Особо остро вопрос о ликвидации неграмотности и создания системы образования, отвечавшей потребностям индустриального строительства, встал в конце 20 начале 30 годов. Летом 1930 года было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении». В этой связи развертывалась работа по подготовке педагогических кадров. Всеобщее начальное образование было введено в стране в течение трех лет. Далее, в городах к концу 30 годов было введено всеобщее семилетнее обучение.

Для строительства заводов и фабрик и управления производством требовались специалисты. Своих кадров у большевиков не было, и они использовали так называемых «буржуазных специалистов». Во второй половине 20 годов в стране создается система высших учебных заведений. Высшая школа выполняла важную функцию кузницы кадров. Научно-техническая интеллигенция была необходима режиму для решения проблем индустриализации и обороны страны.

Несмотря на идеологический пресс и диктатуру, тотальную цензуру неоднозначные результаты были достигнуты в сфере гуманитарного знания, литературы, в области свободного художественного творчества. Идеологическим шаблоном стал принцип «социалистического реализма». Он требовал от произведений искусства безусловной критики дореволюционных порядков в России и жизни в капиталистических странах при безусловном восхвалении советских порядков и воспевании заслуг большевистской партии и ее лидеров, показа преимуществ советского общественного и государственного строя. Монополия на истину стала принципом отношения правящего режима к творческому процессу.

Вначале 30 годов были созданы Союзы, которые объединили работников культуры по роду их деятельности: Союз писателей, Союз композиторов, Союз работников театра и др. Членство в этих союзах было добровольно-принудительное. Союзы строго следили за «идейной выдержанностью» своих членов. Если произведения не подходили под установленные шаблоны, авторы подвергались критике или даже исключались из Союза, и, следовательно, лишались возможности публиковать свои творения в Советском Союзе.

Искусство, литература и образование стали более доступными для широких масс. Однако, большевики загнали культуру в прокрустово ложе идеологических требований, что резко ограничивало свободу творчества.

Второй президентский срок (с 2004 года)
Примерно за две недели до президентских выборов, 24 февраля 2004 года, Путин отправил в отставку правительство Михаила Касьянова, которого в марте сменил Михаил Фрадков. Отставка правительства вызвала удивление в России и за рубежом. Михаил Фрадков в то время был малоизвестным чиновником, который, в отличие от Касьянова, не мог рассматр ...

Свертывание НЭПа, его итоги.
НЭП официально никогда не был отменён. Он был задавлен, так и не успев раскрыть своих качеств в полной мере. Но существовавшие в период НЭПа буржуазные отношения материальную основу для подъёма экономического развития промышленности и сельского хозяйства на основе здоровой инициативы. Суть НЭПа заключалась в экономическом и политическом ...

«Я по­до­шел ко вхо­ду в боль­шую пе­ще­ру…»
«Под­чи­ня­ясь жад­но­му сво­ему вле­че­нию, же­лаю уви­деть ве­ли­кое мно­же­ст­во раз­но­об­раз­ных и стран­ных форм, про­из­ве­ден­ных ис­кус­ной при­ро­дой, блу­ж­дая сре­ди тем­ных скал, я по­до­шел к вхо­ду в боль­шую пе­ще­ру. На мгно­ве­ние я ос­та­но­вил­ся пе­ред ней по­ра­жен­ный… Я на­кло­нил­ся впе­ред, что­бы раз­гля­деть, ...