Культурная революция

История » Политика большого скачка » Культурная революция

Истоки «культурной революции» коренятся в доктринальных установках большевизма, резко отграничивавшего новую культуру от культуры старого, «буржуазного» общества. Культурная революция по замыслу большевиков, должна была произвести переворот в культурной сфере.

Одной из задач культурной революции была подготовка населения к его участию в индустриализации страны. Важнейшим направлением в этой области было создание, восстановление и расширение системы народного образования. Особо остро вопрос о ликвидации неграмотности и создания системы образования, отвечавшей потребностям индустриального строительства, встал в конце 20 начале 30 годов. Летом 1930 года было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении». В этой связи развертывалась работа по подготовке педагогических кадров. Всеобщее начальное образование было введено в стране в течение трех лет. Далее, в городах к концу 30 годов было введено всеобщее семилетнее обучение.

Для строительства заводов и фабрик и управления производством требовались специалисты. Своих кадров у большевиков не было, и они использовали так называемых «буржуазных специалистов». Во второй половине 20 годов в стране создается система высших учебных заведений. Высшая школа выполняла важную функцию кузницы кадров. Научно-техническая интеллигенция была необходима режиму для решения проблем индустриализации и обороны страны.

Несмотря на идеологический пресс и диктатуру, тотальную цензуру неоднозначные результаты были достигнуты в сфере гуманитарного знания, литературы, в области свободного художественного творчества. Идеологическим шаблоном стал принцип «социалистического реализма». Он требовал от произведений искусства безусловной критики дореволюционных порядков в России и жизни в капиталистических странах при безусловном восхвалении советских порядков и воспевании заслуг большевистской партии и ее лидеров, показа преимуществ советского общественного и государственного строя. Монополия на истину стала принципом отношения правящего режима к творческому процессу.

Вначале 30 годов были созданы Союзы, которые объединили работников культуры по роду их деятельности: Союз писателей, Союз композиторов, Союз работников театра и др. Членство в этих союзах было добровольно-принудительное. Союзы строго следили за «идейной выдержанностью» своих членов. Если произведения не подходили под установленные шаблоны, авторы подвергались критике или даже исключались из Союза, и, следовательно, лишались возможности публиковать свои творения в Советском Союзе.

Искусство, литература и образование стали более доступными для широких масс. Однако, большевики загнали культуру в прокрустово ложе идеологических требований, что резко ограничивало свободу творчества.

Жители города, их занятия и благосостояние
Идея строительства в губернском городе Смоленске железной дороги (именно так официально именовался в то время трамвай) появилась еще в 1898 году, вероятно, под влиянием строительства трамвая в Киеве (в 1892 году) и Нижнем Новгороде (в 1896 году). 26 марта 1898 года Постановлением Смоленской городской Думы строительство электрической ста ...

Социально-политический кризис конца XVI – начала XVII века в России. «Смутное время» и его последствия
Начало XVII века характеризуется крайним обострением социальных и политических противоречий, вызванных и ослажненных хрзяйственным кризисом и ухудшением междунорадного положения страны. Современники обозначили эти явления термином «Смута » (1605–1613). Смуту можно рассматривать как первую в истории страны гражданскую войну . Опричнина ...

Зарождение светских госархивов в Древ.Риме
Высшим государственным учреждением Римской республики являлся Сенат, который принимал большинство важнейших экономических и правовых решений, связанных с управлением Римом и римскими территориями. Документы по его деятельности (законопроекты, отчеты, протоколы и др.) хранились в Эрарии — государственном архиве Римской республики. Несмот ...