Истоки «культурной революции» коренятся в доктринальных установках большевизма, резко отграничивавшего новую культуру от культуры старого, «буржуазного» общества. Культурная революция по замыслу большевиков, должна была произвести переворот в культурной сфере.
Одной из задач культурной революции была подготовка населения к его участию в индустриализации страны. Важнейшим направлением в этой области было создание, восстановление и расширение системы народного образования. Особо остро вопрос о ликвидации неграмотности и создания системы образования, отвечавшей потребностям индустриального строительства, встал в конце 20 начале 30 годов. Летом 1930 года было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении». В этой связи развертывалась работа по подготовке педагогических кадров. Всеобщее начальное образование было введено в стране в течение трех лет. Далее, в городах к концу 30 годов было введено всеобщее семилетнее обучение.
Для строительства заводов и фабрик и управления производством требовались специалисты. Своих кадров у большевиков не было, и они использовали так называемых «буржуазных специалистов». Во второй половине 20 годов в стране создается система высших учебных заведений. Высшая школа выполняла важную функцию кузницы кадров. Научно-техническая интеллигенция была необходима режиму для решения проблем индустриализации и обороны страны.
Несмотря на идеологический пресс и диктатуру, тотальную цензуру неоднозначные результаты были достигнуты в сфере гуманитарного знания, литературы, в области свободного художественного творчества. Идеологическим шаблоном стал принцип «социалистического реализма». Он требовал от произведений искусства безусловной критики дореволюционных порядков в России и жизни в капиталистических странах при безусловном восхвалении советских порядков и воспевании заслуг большевистской партии и ее лидеров, показа преимуществ советского общественного и государственного строя. Монополия на истину стала принципом отношения правящего режима к творческому процессу.
Вначале 30 годов были созданы Союзы, которые объединили работников культуры по роду их деятельности: Союз писателей, Союз композиторов, Союз работников театра и др. Членство в этих союзах было добровольно-принудительное. Союзы строго следили за «идейной выдержанностью» своих членов. Если произведения не подходили под установленные шаблоны, авторы подвергались критике или даже исключались из Союза, и, следовательно, лишались возможности публиковать свои творения в Советском Союзе.
Искусство, литература и образование стали более доступными для широких масс. Однако, большевики загнали культуру в прокрустово ложе идеологических требований, что резко ограничивало свободу творчества.
Карьера
в 1919—1931
Осенью 1919 года Лаврентий Берия поступил на службу в контрразведку при Комитете государственной обороны Азербайджанской республики. Но в биографических анкетах своей работы в буржуазной контрразведке Берия не скрывал, в письме к Г.К. Орджоникидзе в 1933 году писал, что «в мусаватскую разведку… был послан партией и что вопрос этот разби ...
Московская Русь в XV-XVI веках
Несмотря на все успехи Москвы в деле собирания русских земель, свою независимость к XV веку сохранили Новгородская республика и княжество Тверское. Москва продолжала собирать по всем княжествам ордынскую дань. Само Московское княжество сохраняло удельную систему. Однако удел старшего сына и наследника престола был всегда больше, чем все ...
Первый съезд Ганзы. Принципы организации союза.
Относительно тех переговоров, которые предшествовали более тесному союзу городов, получивших впоследствии название ганзейских, никаких сведений до нас не дошло, кроме того, что в 1260 г. в Любеке состоялся первый общий съезд представителей Ганзы, при чем, однако, даже год этого важного события в точности не известен. Сведения, касающиес ...