Государство Матарам в VIII — начале XI в. Расцвет и упадок Шривиджайи
Страница 1

История » Индонезия в раннее средневековье » Государство Матарам в VIII — начале XI в. Расцвет и упадок Шривиджайи

К началу VIII в. в числе аграрных районов Центральной Явы од-ним из наиболее богатых был Матарам. Его правитель (рату) Санджайя выдвинулся среди центральнояванских местных князьков — ра¬ка; он был покровителем индуистского культа Шивы. Санджайя стал родоначальником династии Матарама, ему приписывалось покорение яванских, малайских и даже кхмерских владений. Могущественным соперником Матарама была Шривиджайя, претендовавшая на терри¬тории к востоку от Зондского пролива (земли древней Тарумы), гра¬ничащие с землями, населенными яванцами.

Первоначально выделилась крупная земельная аристократия — рака, обладавшая в своих независимых владениях всей полнотой вла¬сти. Процесс сложения централизованного государства у яванцев за¬труднялся усобицами между группировками рака отдельных областей, боровшихся за статус верховного правителя — махараджи. Свои поли¬тические претензии правители Матарама подкрепляли строительством больших храмовых комплексов (например, Боробудур), поглощавших значительные экономические и людские ресурсы.

В конце IX в. под власть Матарама попадают не только центральнояванские, но и часть восточнояванских районов. Матарам стремился «овладеть и о. Бали, где правили свои цари (рату).

В первой половине X в. усиливаются деспотическое начало и власть царской семьи, усложняется и централизуется административ¬но-территориальная система Матарама. Округа возглавляют высшие сановники, ближайшие родичи государя.

В конце X — начале XI в. был кодифицирован свод законов и предприняты крупные военные экспедиции против главного соперника Ма-тарама — Шривиджайи. Яванцы высадились на Суматре, разгромили и разграбили Палембанг и несколько лет серьезно угрожали суматранской империи. Правители Шривиджайи в этих условиях искали поддержки южноиндийского государства Чолов. В конце концов Шри-виджайе удалось, опираясь на помощь вассалов, нанести ответный удар. В 1016 г. Матарам подвергся неожиданному нападению, сам правитель погиб. Единое государство распалось на ряд мелких само¬стоятельных владений. Наступил период политической раздробленно¬сти, междоусобной борьбы, длившийся более двадцати лет.

Для средневекового яванского общества характерна длительная эволюция состава феодальных землевладельцев. Начиная с VIII в. роль крупных феодальных владельцев пошатнулась и заметно вырос-ла власть монархов, с одной стороны, и деревенской полуфеодальной верхушки — с другой. Параллельно усилилась роль средних и мелких нетитулованных феодальных владельцев, чиновников, духовенства.

Основными дарителями земли в то время были крупные светские феодалы: рака и ракараяны, основным получателем земель — храмы; дарения монархов и их родственников находились на втором месте, но к середине X в. их доля в дарениях приблизилась к доле ракараянов и рака. Храмы получали и от крупных владельцев, и от монархов целые общины (вануа), а также отдельные поля, сады, даже болота и леса.

Крупные светские землевладельцы и общинная верхушка уже к VIII в. имели много своих частных земель, права на которые у них бы¬ли равны правам монархов, хотя элементы верховной собственности на землю имелись и тогда. Власть монархов, бесспорно, выросла из власти рака и ракараянов в VII — начале VIII в.; возможно, для ее отделения от ракараянов и потребовался опыт малайских правителей, этническая чуждость которых облегчила противопоставление монархов крупным феодалам.

Дарение (дарение-выделение) земли — основной вид, характерный для аграрных отношений, он определял и наличие других прав. Круп¬ные владельцы начали дарить земли и иммунитет одновременно. Уже с конца IX в. основными дарителями иммунитетов стали монархи.

Владельцы, не платившие налогов (обычно —храмы), получали в дар участки земли без крестьян; на них распространялись уже имев¬шиеся привилегии. Лица или коллективы, не имевшие до этого привилегий, получали участки земли с коллективами крестьян и одновремен¬но иммунитетные права на них. Это были светские феодалы или общи¬ны, становившиеся тем самым привилегированными.

К концу X в. в Матараме большого развития достигло не только сельское хозяйство, но и ремесло. Китайские хроники отмечают наряду с традиционными предметами тропического экспорта также хлопчато-бумажные ткани, парчу, холодное оружие (знаменитые кинжалы-крисы), изделия из дерева и бамбука. Внешняя торговля шла через пор¬ты северного побережья. Установились торговые связи с Молуккскими островами, откуда получали пряности.

После победы над Матарамом Шривиджайя вступила в период ее наивысшего подъема, установилось полное господство суматранско-малайской империи в морях Нусантары. Еще более повысился автори¬тет Шривиджайи как мирового центра буддизма. В 1011—1023 гг. здесь обучался реформатор тибетского буддизма Атиша.

Однако уже в начале XI в. интересы Шривиджайи на морях стол¬кнулись с интересами южноиндийской империи Чолов, вступившей на путь широкой экспансии. Междинастические и религиозные связи сме¬нились противоборством. В 1025 г. Раджендра Чола двинул против Шривиджайи многочисленный флот с экспедиционными силами. Вой¬ска Чолов одно за другим опустошали богатейшие шривиджайские владения и портовые города по обоим берегам Малаккского пролива. Торговому и морскому могуществу Шривиджайи был нанесен непо¬правимый урон.

Страницы: 1 2

Историческая наука России на современном етапе
Изменение теоретических основ отечественной исторической науки. В середине 80-х гг. отечественная историческая наука вступила в весьма сложный период развития, характеризующийся возникновением противоречивого положения. С одной стороны, наметился необычайно высокий общественный интерес к истории, с другой - произошло резкое падение прес ...

СССР в Холодной Войне
Как я уже упоминал выше, СССР в конце 40х годов был полностью не способен на еще одну войну и с «англоговорящим союзом», несмотря на все свое влияние. А влияние было велико. Из-за популярности коммунизма в мире, по всей Европе активизировались подпольные и повстанческие движения. Большинство таких движений опирались на поддержку СССР ил ...

Разумовский.
Затем пиит восклицает : Но какое вдруг явленье Поражает весь народ, На всех лицах удивленье, Все стоят разинув рот Уж не чудо ли морское На беду нашу катит. Иль страшилище какое К нам по воздуху летит. Нет, пустое. Это вздоры. То Кирилушка бежит, Всем умильно мечет взоры, На всех ласково глядит . Кирилушкой песнопевец назыв ...