На развитие русской культуры первой половины XIX века оказали большое влияние два события: Отечественная война 1812 года и развитие национального самосознания.
С 1804 года завершилось создание системы образования.Страна разделена на 6 учебных округов. Во главе округа стоял университет. Низшей образовательной ступенью стала церковноприходская школа для всех сословий, на средней ступени находились уездные училища и гимназии для всех сословий, кроме крепостных. На высшей ступени находились университеты. Помимо университетов открывались специальные учебные заведения: педагогический институт, коммерческое училище, земледельческое училище. Дети дворян обучались в специальных закрытых учебных заведениях: Царскосельский Лицей, кадетские корпуса. Развитие системы образования позволило прекратить массовую посылку студентов за границу. Теперь в заграничных университетах обучались только особо одаренные студенты. При Николае I сословное разделение в обучении было усилено, значительно повышена плата за обучение.
Значительных успехов достигла российская наука. Н.И. Лобачевский
создал неевклидову геометрию (применяется в современной космологии для расчета траекторий движения). Физики Петров, Якоби, Ленц
делают успехи в изучении электричества. В период Крымской войны создает полевую оперативную хирургию для раненных хирург Н.И. Пирогов
. Значительных успехов достигают химики Зинин, Бутлеров.
Во время путешествий в 1819–1821 годах Лазарев и Беллинсгаузен открывают Антарктиду. Историк Н.М. Карамзинпубликует труд «История государства Российского». Золотой век наступает в развитии русской литературы, который связан с творчеством Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Гоголя
. В это время начинают свою литературную деятельность писатели второй половины XIX века: Некрасов, Гончаров, Тургенев, Достоевский.
Происходит формирование русской музыкальной школы
. Родоначальник музыкальной исторической оперы М. Глинка
, написавший в 1836 году патриотическую оперу «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), выразил общий принцип русской музыкальной школы: «Музыку создает народ, а мы, музыканты, ее аранжируем
».
Важнейшей особенностью русского искусства стало объединение в одно целое архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. В архитектуре
господствуют стили классицизма и ампира
. Возводятся здания Казанского собора, Адмиралтейства в Петербурге, Триумфальные арки в Москве и Петербурге, формируется ансамбль Дворцовой площади.
В живописи
соседствует достаточно большое количество стилей и направлений. В романтизме работает Кипренский
, бытовой жанр представлен Венециановым
. Многие художники обращают свое внимание на жизнь простого народа. Крупнейшим историческим живописцем стал К. Брюллов(Последний день Помпеи).
В скульптурегосподствует стиль классицизма. Скульптуры возводят памятники героям Отечественной войны, на Красной площади устанавливают памятник Минину и Пожарскому. Значительным явлением стало творчество скульптора – анималиста Клодта. Ему принадлежит скульптурные группы с конями.
Смерть
Исследование останков Ивана Грозного показало, что в последние шесть лет жизни у него развились остеофиты (солевые отложения на позвоночнике) причём до такой степени, что он уже не мог ходить — его носили на носилках. Обследовавший останки М. М. Герасимов отмечал, что не видел таких мощных отложений и у самых глубоких стариков. Вынужден ...
Наука
И. Павлов
занимается проблемами физиологии и нервной деятельности. И. Мечников– проблемами микробиологии, В. Вернадский
– вопросами биохимии. Н. Жуковскийсоздает институт аэродинамики. К.Э. Циолковский
разрабатывает проблемы реактивного движения и космонавтики. Ученые – гуманитарии (историки, философы) становятся политическими деятел ...
Мариинские купцы Савельевы
Одним из наиболее привлекательных объектов исторической науки в Сибири в настоящее время является семья. Она стала объектом внимания ряда обобщающих историко-демографических исследований [1], любимым занятием краеведов, составителей энциклопедических словарей и справочников, историков предпринимательства [2]. Я также отдал дань биографи ...