12 марта 1801 года в результате дворцового переворота и убийства императора Павла I Петровича к власти пришел его сын император Александр I Павлович
. Александр был воспитан Екатериной II в духе французского просвещения. Вступив на престол Александр должен был лавировать между двумя мощными придворными группировками – либералами и консерваторами-охранителями
. В царствовании Александра I выделяют два периода:
до 1812 года и после 1812 года.
В первый период Александр пытался осуществить серию широких реформ, выработанных в кругу близких друзей (Негласный комитет
).
В 1802 году он проводит министерскую реформу:
вместо петровских коллегий на принципе единовластия создаются министерства во главе с министром, ответственных перед царем. Все министры объединялись в Кабинет министров.
Проведена реформа в системе образования
. Страну разделили на учебные округа. Во главе округа стоял университет.
Александр попытался осуществить программу ограничения крепостного права
. Он прекратил раздачу казенных крестьян в частную собственность. Указом от 1803 года «О свободных хлебопашцах»
было разрешено крестьянам выкупаться с землей у помещика. Однако указ оброс множеством подзаконным бюрократических условий, что применить его в жизни стало не возможно. Всего по этому указу вышло из крепостной зависимости примерно 50 тысяч семей (0,5% от всего числа крепостных). Другим указом, от 1801 года
, было разрешено недворянам покупать ненаселенные земли. Тем самым нарушалась дворянская монополия на землевладение.
В 1808 году Александр приближает к себе М.М. Сперанского
. Сперанский выступал за разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. По проекту Сперанского под председательством императора создавался Государственный Совет
из министров и Дума
из выборных от народа. Дума и Госсовет обладали законодательной властью. Исполнительная власть принадлежала министерствам, а судебная – Сенату и судам. Из проекта Александр ограничился только созданием Госсовета с законосовещательным правом.
Второй период
царствования Александра более консервативен по отношению к первому периоду. В это время к Александру приближается воспитанник Павла Алексей Арекчеев
. Но и в это время Александр пытался проводить реформы.
В первые годы после окончания Отечественной войны 1812 года Александр попытался вернуться к реформам. В Прибалтике крестьяне были освобождены от крепостной зависимости. Выступая на польском сейме в 1818 году Александр намекнул о проектах освобождения всех крестьян. По проекту Аракчеева – Гурьева
предполагалось выкупать у разорившихся помещиков крестьян и освобождать. При практическом осуществлении проекта процесс освобождения крестьян мог растянуться примерно на 200 лет. Рост революционного движения в Европе и сильная консервативная партия в России заставили его отказаться от этих проектов. С 1810 по 1857 год Аракчеев пытается провести реформы в армии по переводу ее на самообеспечение. С этой целью создаются военные поселения, созданные по образцу казачьих станиц. В поселениях поселенцы совмещали военную службу и хозяйственную деятельность. Целью реформы было снижение расходов на армию и создания резерва войск. Жизнь в поселении строго регламентировалась командирами. Военные поселения быстро показали свою нежизнеспособность, по ним прокатились череда волнений и в 1857 году они были отменены.
Необходимость освобождения крестьян осознавалась дворянским либералами. Это либеральное движение постепенно оформилось в декабризм
.
Реформаторская деятельность Александра I отличалась попыткой лавировать между либералами и консерваторами. Поэтому она отличается непоследовательностью, что вызывало критику как либералов, так и консерваторов.
Идеология царского самодержавия на сломе эпох (1900-1917)
Для начала, следует уточнить, что на начало XX века официальной правительственной идеологией оставалась идеология николаевской России - "теория официальной народности". Ее творцом был министр просвещения граф С.С. Уваров. Основу теории составила "уваровская троица": православие - самодержавие - народность. Согласно э ...
Теория зарождения государства применительно к Древнему Риму
Государство - одно из самых совершенных, сложных и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая часть известной из истории народов - это картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибели государственных образований, об изощренной и жестокой борьбе за власть, в которой люди не щадили ни себе подобных, ни самих се ...
Русско-испанские взаимоотношения в 1900-1914 годах
Русско-испанские дипломатические отношения знали свои взлеты и падения. Бывали периоды, когда по той или иной причине они прекращались вообще. Но со второй половины XIX века и вплоть до Октябрьской революции 1917г. российско-испанские отношения развивались более спокойно и равномерно.[1]
В первую очередь это связано с некоторыми внешне ...