Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм
Страница 1

История » Основные этапы истории России » Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм

Императрица Екатерина II Алексеевна (1741–1796)

выступила продолжательницей дела Петра I. Ее правление связано с глубокими административными реформами и расширением территории империи. Целью деятельности Екатерины было законодательно оформить права отдельных сословий.

При Екатерине складывается система просвещенного абсолютизма, то есть такая общественная система, при которой монарх осознает себя попечителем империи, а сословия добровольно осознают свою ответственность перед монархом.

Таким образом Екатерина стремилась достигнуть союза между монархом и обществом не на принуждении (абсолютизм), а на добровольном осознании своих прав и обязанностей. Екатерина поощряла развитие образования и науки, торгово-промышленной деятельности, способствовала зарождению журналистики. В идеях просвещенного абсолютизма Екатерина руководствовалась трудами французских просветителей (Вольтер, Дидро).

Родилась Екатерина в Германии и была привезена в Россию Елизаветой в качестве невесты для Петра III. Живя в России Екатерина стремилась лучше узнать новую страну, понять ее обычаи, окружить себя талантливыми людьми. Став императрицей Екатерина смогла сочетать с своем характере ум и женскую слабость, настойчивость, дальновидность и гибкость. При Екатерине при дворе расцвел фаворитизм

. Личные симпатии своего окружения Екатерина направляла на пользу государства. Видным фаворитом Екатерины стал граф Григорий Алексеевич Потемкин.

Внутреннюю политику Екатерины можно разделить на ряд этапов:

1. 1762 – середина 70‑х годов. Придя к власти в результате дворцового переворота и убийства своего мужа, главной задачей Екатерина видела оправдание своего пребывания на престоле. С целью продемонстрировать единство монарха и подданных созвала Уложенную комиссию (1767 год).

Задача комиссии была определена как составление свода законов и замена Соборного Уложения 1649 года. Комиссия формировалась путем выборов от сословий, кроме частновладельческих крестьян. В Наказе для комиссии Екатерина выступила за верховенство закона в империи, развитие промышленности и торговли. В отношении крепостных крестьян комиссия должна была разработать меры по облегчению их жизни. Однако комиссия сразу же раскололась по сословному признаку и каждая группа депутатов пыталась отстаивать свои интересы. В итоге через полтора года работы Комиссия была распущена из-за начавшейся русско-турецкой войны. Результаты работы комиссии стали основой деятельности Екатерины во второй период царствования.

В 1763 году Екатерина провела реформу Сената: он был разделен на 6 департаментов со строго определенными функциями и руководством генерал-прокурора; Сенат лишен законодательной инициативы.

2. Середина 70‑х годов – начало 90‑х годов. Во второй период своего царствования Екатерина провела крупные реформы в империи. Причиной реформ стало восстание под руководством Емельяна Пугачева. Целью реформ

было укрепление монархической власти. В области управления

усилена власть местной администрации, увеличено количество губерний, упразднена Запорожская Сечь, распространено крепостное право на Украину, усилена власть помещика над крестьянами. Во главе губернии ставился губернатор, ответственный за все, происходящее в губернии. Несколько губерний объединялись в генерал-губернаторства. Жалованная грамота 1785 года

подтвердила дворянскую вольницу, веденную Петром III. Дворяне освобождены от телесных наказаний и конфискаций имущества, разрешено дворянам создавать органы самоуправления. Жалованная грамота городам 1775 года

расширяла права городов на самоуправление, освобождала купцов от подушной подати и рекрутской повинности, поощряла развитие предпринимательства. Управление городами возлагалось на городничего

Страницы: 1 2

Реформы в области народного образования и печати.
Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. был утверждён новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено всесословное образование. Наряду с государственными возникли зем ...

Подавление восстания
Отряд восставших пугачёвского полковника И. Грязнова из 5000 человек 2 мая подошёл к крепости Чебаркул (Прекрасное озеро), его гарнизон в 300 солдат и 315 казаков из-за своих семей в городе решил не оказывать сопротивления, многие казаки присягнули Пугачёву. Утром 5 мая к Магнитной крепости подошёл отряд (5-6 тысяч человек) Пугачёва, ко ...

Появл. и разв архивов банков в Средние века и Новое время
Укрепл. капитал. уклада, появл. мануф, разв. товар-ден.отнош., меняльные конторы. По мере расширения масштабов деятельности, менялы превращались в ростовщиков и давали ссуды королям, крупным феодалам, купцам и ремесленникам. На руках у них оставались такие финансовые документы, как долговые расписки, поручительства и квитанции. В процес ...