В XVII веке в результате деятельности первых Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис Смутного времени. В конце века наметились тенденции к европеизации страны. Россия вела активную внешнюю политику и торговлю в Европе и Азии, в экономике начался переход от мелкотоварного ремесленного производства к мануфактурам, западноевропейская культура активно проникала в культуру России. Для дальнейшего эффективного развития страны требовалось обеспечить выход к морям. Решение этой задачи предполагало наличие сильной личности во власти, реорганизацию и перевооружение армии, развитие экономики для ведения продолжительной войны. Из-за отсутствия буржуазии эти задачи должна была решить самодержавная власть за счет сил и средств всего общества. Таким реформатором стал Петр I Алексеевич (1682–1725)
.
Деятельность Петра можно условно разделить на два периода: 1695–1715 и 1715–1725 года.
Важной особенностью первого периода
является решение задач внутреннего переустройства страны из-за Семилетней войны. Реформы проводились в основном силовыми методами и сопровождались грубым вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогов). Реформы не имели четкого плана и проводились как ответ на запросы текущего момента, не были подготовлены соответствующие люди для проведения реформ, шла борьба со старыми административными кадрами. Поэтому многие реформы были неудачными и недоведенными до конца.
Во второй период
реформы стали более планомерные. Начали сказываться результаты реформ, появляться опытные люди (птенцы гнезда Петрова).
В целом петровские реформы были подчинены интересам всего общества.
На этом основывалась вся деятельность Петра, хотя и носила насильственный характер. Что касается темпов реформ
, то они зависели от срочности решения конкретной задачи. При этом некоторые реформы приводили к кардинальной ломке общественных отношений и переустройству структур и учреждений.
Во главе всех реформ стояло создание боеспособной армии европейского образца, все остальные реформы были подчинены этой главной заботе Петра.
По инициативе Петра была создана регулярная армия и военно-морской флот, открыты военные учебные заведения (навигационная, инженерная и артиллерийская школы), принято военное законодательство, созданы органы управления армией и флотом. Армия комплектовалась на основе регулярных рекрутских наборов
и была пожизненной.
Во внешней торговле
активно проводилась политика меркантилизма(поощрение развитие собственного производства и экспорта, высокие налоги на импорт). Промышленность высокими ввозными пошлинами ограждалась от иностранной конкуренции (политика протекционизма
).
Но в первую очередь Петр заботился о тех отраслях промышленности, которые работали на снабжение армии. Владельцам мануфактур Петр разрешил покупать крестьян для работы на мануфактурах (посессионные крестьяне
).
Реформа системы управления
страной проводилась по западным, в основном протестантским моделям. В результате административных реформ сложился централизованный бюрократический аппарат, в целом сохранившийся до 1917 года. Возглавлялся этот аппарат самим царем, обладавшим всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной властью. Таким образом Россия вошла в период абсолютизма
. В 1711 году окончательно деградировавшая Боярская дума заменяется Сенатом
, члены которой назначаются царем. Функцией сената было издание указов, ему принадлежала исполнительная и судебная власть. За деятельностью Сената с 1722 года наблюдал генерал-прокурор
с правом личного доклада царю и подчиненная ему прокуратура. В 1717–1718 году Петр заменил старую систему приказов на отраслевые коллегии
. Города подчинены магистратам
, в церкви упразднено патриаршество и создан Синод
. Таким образом церковь стала частью государственного аппарата. В 1708–1710 годах прошла областная реформа
: страна разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, которые обладали административной, судебной и военной властью. Губернии делились на провинции, провинции – на уезды.
Реформы в области народного образования и печати.
Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. был утверждён новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено всесословное образование. Наряду с государственными возникли зем ...
Категория цивилизации
Базовой категорией научного анализа для Тойнби является категория цивилизации. Опираясь именно на нее, он строит величественное здание своей собственной конструкции. Следует сказать, что, в отличие от своих предшественников, Тойнби трактует цивилизацию не как организм, формирующийся и развивающийся по биологическим законам, а как социал ...
Древнейшая северотюркская цивилизация
Неолитическая революция. Понятие "неолитическая революция" вводит в науку академик Н.Н. Моисеев (1992). По его мнению, эпоха неолита (XIII—VI тысячелетия до н.э.) ознаменовала собой коренной поворот в развитии Земной цивилизации. Суть этого поворота заключалась в переходе Homo sapiens от образа жизни собирателей к образу жизни ...