Старообрядческий раскол в Русской Православной церкви

История » Основные этапы истории России » Старообрядческий раскол в Русской Православной церкви

Модернизация страны, проводимая правительством, расколола общество на сторонников реформ и консерваторов. Наиболее ярко национально-консервативное течение проявило себя в церковном старообрядческом расколе.

1653–1655 годах

патриарх Никон провел церковную реформу. Ее суть состояла в исправлении по греческим оригиналам богослужебных книг и изменении некоторых обрядов. Необходимость таких исправлений была очевидна: при многократном переписывании в книгах накопились значительные ошибки. В ходе реформы старые книги изымались и заменялись на печатные книги. Кроме того, в народе сложилось значительное обрядоверие

(считалось, что церковное таинство недействительно, если не совершены ритуальные действия). Книги для реформы привозились из католической Венеции и оккупированной турками Греции. Следует помнить, что Россия воспринималась народом как единственная страна, хранительница православия (католицизм воспринимался как ересь, а Греция за свои грехи была порабощена иноверцами мусульманами). Таким образом реформы Никона были восприняты частью народа как отход истинной веры. Движение старообрядцев возглавил протопоп Аввакум. Общим лозунгом старообрядцев стал возврат к «старине». Однако противники церковных реформ вкладывали в этот лозунг различное понимание: для крестьян и городских низов это означало снижение налогов и свободу проживания, для аристократии (боярыня Морозова) – восстановление привилегий и возможность влиять на царя, для духовенства – сохранение привычного ритма жизни. Таким образом старообрядческое движение отчасти отразило и социальные требования консервативной части общества. Церковный собор 1666–1667 годованафематствовал

(отлучил от церкви) старообрядцев. Решение собора было поддержано правительством, которое вступило в вооруженную борьбу. Сопротивление реформам проявило себя в активной (Соловецкое восстание 1668–1676 годов

) и в пассивной формах (уход старообрядцев в леса и акты самосожжения). Сам патриарх Никон вступил в конфликт с Алексеем Михайловичем и в 1666 году был лишен власти.

Культура
В культуре (кинематограф, печать) началась резкая коммерциализация по американской модели массового искусства. В больших количествах закупаются фильма западного производства, российский кинематограф ориентируется на эти образцы. Однако не прекратилась деятельность отечественных режиссеров, создающих качественное кино (Н. Михалков, Э. Ря ...

Баташева.
Описана бульварным стихотворцем урождённая Баташева, последняя отличалась еще наивностью в разговорах. Так, возвратившись из-за границы, она рассказывала, что в Париже выдумали и ввели в большую моду какие-то прозрачные рубашки, о которых она отзывалась с восторгом: -Вообразите, что это за прелестные сорочки: как наденешь на себя, да с ...

Денежное обращение и финансы
Во времена союзов племен в качестве средств платежей и их эквивалентов использовались меха. Об этом говорят названия древнерусских денежных единиц: куна (шкурка куницы), ногат (шкурка с четырьмя ногами), веверица (беличья шкур­ка),– так же впоследствии называ­лись монеты или весовые единицы серебра, когда-то соответствовавшие по цене ме ...