Иран к началу XVI века

В данный период развитие производительных сил на территории современного Ирана и сопредельных областей (Ирака, Закавказья, Средней Азии) носило крайне медленный характер. Наиболее явно это проявлялось в затянувшемся отделении ремесла от сельского хозяйства. В XV, XVI и даже в XVII веке все необходимые для жизни предметы производились внутри сельских общин, а города носили полуаграрный характер. Их значимость состояла в основном в наличии тут феодальной знати и их дворов, а не в количестве ремесленников и торговцев. Городские ремесленники подразделялись на 2 социально разные группы: свободных, объединенных в цехи, и ремесленников, которые работали в мастерских, принадлежавших феодалу. Положение второй группы напоминало положение крестьян-издольщиков. Среди скопищ лачуг бедняков в городах за мощными стенами возвышались в окружении парков дворцы феодалов. Земля в городах также принадлежала им.

Свидетельством общественной отсталости была ведущая роль, которую играли в экономической политической жизни Ирана и сопредельных территорий кочевые племена. Они уже давно вышли из первобытнообщинных отношений, перейдя к так называемому кочевому феодализму. Немногочисленная феодально-племенная верхушка была советником огромных земель. Общинные пастбища ходили в ее частное владение, а рядовые общинники попадали в число неравноправных членов, феодально-зависимых и эксплуатируемых. Кочевая беднота примыкала и к некоторым народным антифеодальным движениям XVI —XVII веков. Однако процесс социального расслоения в скотоводческих обществах шел гораздо медленнее, чем в земледельческой среде. Родоплеменные патриархальные обычаи, чувство кровного родства рядовых общинников с феодализирующейся племенной верхушкой скрывали классовый антагонизм. Эти явления вместе с сильными военными традициями сплачивали кочевников в единую грозную силу, которая хорошо служила классовым целям феодалов.

Народы и племена Иранского плоскогорья, этнически и культурно разнородные, в начале XVI века не были объединены в одно государство. Враждовавшие друг с другом ханы и эмиры традиционно заявляли о себе: «Я, и никто другой». Наиболее мощными и влиятельными государственными образованиями на территории современного Ирана были ханства на юге Азербайджана и на западе Ирана.

Они достигли по сравнению с другими районами наиболее высокого экономического уровня. Тебриз, Хамадан и другие города данного региона являлись важными торгово-ремесленными центрами. Здесь производили различные ткани (льняные, которые были вытеснены хлопчатобумажными, шерстяные и особенно шелковые), ковровые изделия. Через Закавказье и Каспийско-Волжский водный путь эти ханства были связаны с Западной Европой и Московским государством. Шелк-сырец шел не только для местных нужд, но и вывозился по этим каналам на экспорт. До налаживания европейцами связей с Китаем Азербайджан был основным поставщиком французских и итальянских шелкоткачей. Наиболее крупными государствами этого региона в конце XVI века были княжества: государство Ак-Коюнлу («Белого барана»), государство шейхов района Ардебиль, Ширван (Северный Азербайджан со столицей Шемаха). Многонациональное по составу государство Ак-Коюнлу во главе с азербайджанской по происхождению династией занимало земли южного Азербайджана (ныне территория Ирана), Центрального и юго-западного Ирана, а также Карабаха, значительной части Армении, Курдистана и Ирака. Азербайджанским районом (ныне Иран) правили шейхи Сефевиды, стоявшие во главе духовного ордена «Сефевие», основанного в начале XIV века шейхом Сефи ад-Дином. Столицей был город Ардебиль, находившийся у подножия гор с превосходными пастбищами, где кочевали экономически крепкие скотоводческие племена. Используя их военную силу Шейхи Сефевиды постепенно овладели всем Ардебильским районом и превратились в богатых князей. Между ними и ширван-шахами происходили частые военные столкновения. В дальнейшем в XVI веке Азербайджан составил ядро обширного государства которое включало территорию современного Ирана' Закавказья, частично Средней Азии, Ирака, Афганистана, Пакистана. Хотя многие историки называют это государство Ираном, во главе его стояла азербайджанская династия Сефевидов, азербайджанская феодальная знать была его социальной опорой, тюрский язык был языком двора. Перерождение государства Сефевидов в Иранское произошло только через столетие — в XVII веке.

Трансформация идеологии (1929-1953)
В 1917-1918 гг. и все последующее время вплоть до установления полной большевистской власти, марксистская теория, ставшая в последствии государственной идеологией, в массах носила характер революционный. Это не была идеология массы в целом, но люди верили, что революция проходящая под большевистскими знаменами, способна изменить не толь ...

Тайваньская альтернатива
В декабре 1949 года Цзян Чжунчжэн прилетел из провинции Сычуань на остров Тайвань, где и начался тайваньский период в его деятельности. Ему было за шестьдесят. Он уже допускал мысли об уходе от дел, от политики, но ситуация сложилась таким образом, что ему пришлось взять на себя ответственность за ту часть китайской нации, которая нико ...

Международные контакты германских городов.
Образование вышеупомянутых торговых компаний и является началом Ганзы. Первая ганза возникла во Фландрии, где в 1200 г. в городе Брюгге, который в то время являлся первым торговым городом севера, образовалось товарищество из 17 городов, с определенным уставом, которое вело оптовую торговлю с Англией и носило название фландрской ганзы; т ...