Самым обширным и могучим из греческих городов-государств была Спарта, расположенная в южной Греции на полуострове Пелопоннес, вдали от моря и от других крупных городов. Спарту основали греки дорийского племени, переселившиеся в начале железного века из средней Греции на юг, в Пелопоннес. Город возник примерно за тысячу лет до н.э. на берегу реки Эврот, в центре плодородной пелопоннесской области Лаконики, окруженной со всех сторон горами.
Во времена Троянской войны в тех краях была другая, ахейская Спарта, но она каким-то образом погибла, и о ней напоминала лишь гробница прекрасной Елены и Менелая в окрестностях дорийского города.
Со временем земли, пригодной для обработки, стало не хватать, чтобы прокормить быстро растущее население. Тогда спартанцы начали завоевывать соседние земли. Сначала они захватили всю Лаконику, а затем находившуюся рядом с ней богатую и плодородную область Мессению. Большую часть населения Лаконики и Мессении спартанцы сделали своими рабами. Эти рабы назывались илоты. Они отдавали своим господам в качестве дани половину урожая. Жителей окраинных лаконских и мессенских городов, периэков («периэки» по-гречески — «живущие вокруг»), спартанцы оставили свободными: в их лице они хотели иметь опору против илотов. Периэки поставляли спартанцам вспомогательные военные отряды в тяжелом вооружении, имели общее со спартанцами имя — лакедемоняне, но не считались членами спартанского государства.
Илотов было но много раз больше, чем спартанцев, и они не раз восставали, чтобы вернуть утраченную свободу. Для сохранения власти над илотами спартанцам пришлось превратить свой город в военный лагерь, а своих граждан — в профессиональных воинов.
Древнее предание приписывает преобразование Спарты на военный лад легендарному мудрецу, царскому родственнику, Ликургу. Новое государство стали называть «Ликурговой Спартой» или «общиной равных».
Все спартанские семьи получили равные земельные наделы на завоеванной земле, все спартанцы носили одинаковую одежду, жили в одинаковых простых домах, получали одинаковое воспитание и образование, вели одинаковый суровый и простой образ жизни.
Всякий труд был спартанцу воспрещен: его кормили и снабжали всем необходимым илоты. Освободившееся время спартанцы посвящали обучению военному делу и гимнастическим упражнениям. С детства они готовились переносить тяготы и лишения, командовать и повиноваться, сражаться и побеждать.
Спартанская армия, состоявшая из закаленных, хорошо подготовленных и обученных воинов, не знала себе равных.
В VI в. до н.э. почти все города Пелопоннеса признали военное превосходство спартанцев. Спарта навязала им неравноправный союз, получивший название Пелопоннесского. Спартанцы играли в нем главную роль. Они командовали объединенными военными силами пелопоннесских городов. Союзники обязаны были поддерживать спартанцев во всех войнах и, прежде всего, — помогать подавлять восстания илотов.
Спартанцы стремились не допускать у себя никаких перемен, чтобы сохранить ликурговы порядки и удержать власть над илотами. Однако это оказалось им не под силу.
Расцвет «Ликурговой Спарты» приходится на VI-V вв. до н. э. Затем начинается кризис и разложение ликурговых порядков. В середине IV в. до н. э. Спарта терпит военные поражения, теряет Мессению и утрачивает значение великого и могучего государства.
Древний Татарстан. Система великих древних цивилизаций
Общая характеристика. Венцом созидания, начатого человеком со времени неолитической революции, стали великие древние цивилизации, среди которых была и наша древняя цивилизация - Средне-волжская Булгария. Цивилизации эти, называемые еще "большие исторические этнонациональные культуры" (А.И. Ракитов, 1992), создавались в течение ...
Почитая Блюхера
После смерти Сунь Ятсена в 1925 году Цзян Чжунчжэн остался самой сильной военной фигурой в Гоминьдане. Он начал концентрировать в своих руках власть в партии и правительстве и практически стал лидером Гоминьдана.
После революции 1911 года Китай вскоре оказался фактически разделенным на несколько обособленных регионов, во главе каждого ...
Трансформация идеологии (1929-1953)
В 1917-1918 гг. и все последующее время вплоть до установления полной большевистской власти, марксистская теория, ставшая в последствии государственной идеологией, в массах носила характер революционный. Это не была идеология массы в целом, но люди верили, что революция проходящая под большевистскими знаменами, способна изменить не толь ...