Принципиально иной вывод сделали большевики: если российская буржуазия консервативна и не желает осуществлять свою историческую миссию, а Россия уже созрела для радикальных буржуазно-демократических перемен, то в такой обстановке вождь рабочего класса "вынужден представлять не свою партию, не свой класс, а тот класс, для господства которого движение уже достаточно созрело в данный момент", разумеется, не обманывая свой класс, а разъясняя ему ситуацию. Короче, ни в коем случае нельзя "отсиживаться", бездействовать в ходе такой революции[3].
Убеждение, согласно которому социальную революцию рабочего класса следует пассивно ждать до тех пор, пока капитализм не исчерпает весь свой потенциал - ошибочно, ибо социально-экономическое противоречие, вызывающее революционный взрыв, и классовый характер возникающей политической власти, ее возможные действия и проводимые преобразования не являются жестко, однозначно, неразрывно связанными.
Будучи результатом революционной энергии масс, новая власть представляет собой относительно самостоятельную ценность, фактор, способный ускорить прогресс. На фундаменте одного и того же социально-экономического противоречия в зависимости от степени недовольства, уровня организованности и активности масс возникающая власть может быть разной - менее или более революционной. Так, результатом Февральской революции, являвшейся по своему существу буржуазной (но с широким участием масс), были возможны, по меньшей мере, три варианта: диктатура буржуазии, демократическая диктатура пролетариата и крестьянства и, наконец, то, что состоялось на деле - двоевластие, сочетание того и другого. Мало того, сама революционная власть при определенных условиях (скажем, если это демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, возникающая в ходе буржуазно-демократической революции эпохи империализма), может начать действия, характеризующие задачи уже другой - социалистической - революции. Однако всегда, опираясь на энергию создавших ее масс (их недовольство, порыв, энтузиазм), революционная власть остается только
относительно
самостоятельной;выход за эти пределы ведет к отрыву от масс, к термидору. Эта концепция как раз и позволила Ленину по-новому подойти к перспективам революционной борьбы в России.
Подготовка профессорских кадров
Уровень университетской подготовки студентов в значительной мере зависит от квалификации профессоров. Именно глубина овладения читаемым курсом, форма его изложения, наличие элемента интереса оказывают огромное влияние на студенчество и качество образования будущих специалистов.
На протяжении исследуемого периода планомерная подготовка ...
Расформирование Пинской речной военной флотилии и её значение в обороне
Советской Белоруссии летом – осенью 1941 года
5 октября 1941 г., в связи с отходом советских войск с рубежей Днепровского бассейна, нарком ВМФ СССР адмирал Н.Г. Кузнецов подписал приказ о расформировании Пинской речной военной флотилии. После расформирования одно звено Пинской флотилии продолжало существовать. И им была объединённая школа. Известно, что она прибыла из Киева в Стали ...
Реформы 1860–1870-х годов в России, их влияние на социально-экономическое и
политическое развитие страны
Поражение России в Крымской войне обозначили необходимость реформ во всех областях жизни и преодоления отставания от Запада. Вокруг императора Александра II сложился круг лиц, которые были готовы к проведению этих реформ. Во многом этот круг лиц сформировался в годы правления Александра I и в кружках 30–40-х годов. Реформы Александра II ...