Идеология царского самодержавия на сломе эпох (1900-1917)
Страница 2

История » Столкновение идеологий в царской России » Идеология царского самодержавия на сломе эпох (1900-1917)

Несмотря на это, Россия неуклонно продвигалась по капиталистическому пути, однако в ней, как и во всех странах, так называемого второго эшелона — развитие капиталистических отношений тесно переплеталось с сохранявшимися от предыдущих этапов экономическими укладами.

Новой силой, которая рвалась к власти, была буржуазия. Она занимала главное положение в экономике. Роль буржуазии в политической жизни оставалась незначительной. Общая численность предпринимателей была менее 3 млн. человек.

Главной социальной опорой самодержавия продолжали оставаться дворяне. Они занимали все высшие государственные посты. Дворянство представляло собой замкнутую касту, доступ в которую был затруднён. Им принадлежало почти половина всей пахотной земли. Численность дворян достигала 150 тысяч человек (1 % населения). Но роль этого класса в жизни страны постепенно снижалась.

В 1904 г. началась русско-японская война. Это была империалистическая война за захват колоний, за утверждение монопольных прав на дальневосточном рынке; в то же время война эта являлась попыткой разрешить империалистические противоречия между рядом держав, стремившихся к разделу Китая. Суть ее была в усилении влияния на Дальнем Востоке и завоевании выхода к Индийскому океану.

Погоня русского военно-феодального империализма за сверхприбылями вызывала экспансию русского капитала на Восток; однако здесь захватническая политика самодержавия пришла в столкновение с империалистическими интересами японского капитала. Империалистические устремления русского и японского капитала на Дальний Восток нашли свое разрешение в войне.

Россия не могла позволить себе проиграть эту войну. Но в результате технической отсталости армии и флота, нерешительности командования и политической нестабильности в самой России в связи с революцией война была проиграна.

К этому добавились кризис 1900 – 1903гг. и голодовки крестьян, недовольство властью, бесправие привели к третьей за последние полвека революционной ситуации. Главными проблемами по-прежнему были решение аграрного вопроса и свержение самодержавия. Второй пункт новый и связан с тем, что самодержавие упорно не хотело развиваться вместе с капитализмом, ведь новая этап – новые права и свободы, но ничего не менялось в самой системе. Весть о «Кровавом воскресении» стала катализатором – началась революция. Поднялось мощное рабочее движение, а позже и крестьянское.

По характеру революция была буржуазно-демократической. Движущими силами были пролетариат и крестьянство. Три политических лагеря: правительственный, революционно-демократический и либерально буржуазный - определяли ход революции.

Вся городская жизнь была парализована. Царь же испугался поднявшегося движение и поручил С.Ю. Витте, министру финансов, разработать программу «укрощения революции».

17 октября 1905г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного устройства», утвердил программу Витте и назначил его председателем объединенного Совета министров. Манифест даровал населению гражданские свободы, неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний, союзов. Создавался выборный орган - Государственная дума - для предварительной разработки и обсуждения законов. К участию в Думе привлекались широкие слои населения. Законы не могли иметь силу без одобрения Государственной думой. Были амнистированы политические заключенные и эмигранты.

Манифест формально означал конец существования в России неограниченной монархии. Царь шел на ограничение самодержавия, он это понимал. Более того, из формулировки Основного закона выпало понятие «неограниченное самодержавие». То есть, оно самодержавие, но уже вроде бы ограниченное, что само по себе противоречие. К тому же Россия к началу ХХ столетия оказалась неспособной к восприятию конституционной власти по той причине, что в течение веков царь являлся не просто авторитетным правителем, он был единственным, поставленным над своим народом свыше. Царь в России постоянно находился выше закона, в нем олицетворялись порядок, справедливость, право, власть. Что касается российских монархистов, то они не проявляли инициативы и ждали императорского решения, а когда оно было обнародовано, то воспринимали парламент в качестве совещательного органа, полагая, что он должен правдивым осведомлением о действительных нуждах народа и государства помогать законодателю, осуществлять назревшие преобразования. Уже после революции представители консервативных сил, находясь в эмиграции, оправдывали свое пассивное отношение к политическим событиям в России в начале ХХ века тем, что cам Царь-Самодержец приказал признавать Государственную Думу и законы 1906 года, содержащие в себе явные признаки ограничения самодержавия. В течение последующих одиннадцати лет вплоть до установления в стране советской власти им так и не удалось сформировать такую идеологическую и политическую платформу, которая стала бы реальной опорой императора и традиционного государственного курса.

Страницы: 1 2 3

Лето – осень 1943 года
К лету 1943 года в резерве советских войск было накоплено 11 армий. Германия провела сплошную мобилизацию людей на оккупированных территориях, увеличила выпуск техники. Однако она не смогла добиться превосходства над советскими войсками. Главное сражение летней компании развернулось на Курской дуге . В результате зимнего наступления у ...

Партизанское движение
Партизанское движение было начато с первых дней войны. Решением ЦК партии от 18 июля 1941 года обязанности по организации партизанских отрядов и советского подполья на оккупированных территориях была возложена на руководителей местных парторганизаций. С партизанами и подпольщиками взаимодействовали командующие фронтов. Яркую страницу в ...

Конституция СССР 1936 г.
Один из существенных моментов политики «умиротворения» общества касался разработки новой Конституции. В начале февраля 1935г. Пленум ЦК ВКП (б) рекомендовал предстоящему VII Всесоюзному съезду Советов рассмотреть вопрос об изменении действующей Конституции в целях демократизации избирательной системы и уточнения социально-экономической ...