Заключение

Сегодня аркаимская долина по праву считается одним из наиболее изученных микрорегионов России.

Для историков древности евразийских степей памятники аркаимско-синташтинского типа представляют принципиально новое явление в археологии. Их особые возможности для раскрытия исторического содержания заключаются, как это ни парадоксально звучит, в ограниченности пространства «Страны городов». В отличие от других степных культур и культурно-исторических общностей (древнеямной, андроновской, скифо-сарматской .), занимающих огромные территории от Подунавья до Южной Сибири и Китая, «Страна городов» имеет четкие границы. Это значительно конкретизирует и повышает результативность исследований. В пределах «Страны городов» можно вести детальные наблюдения по системе расселения в эпоху средней бронзы, делать расчеты по палеодемографии, емкости охотничьих угодий и древних пастбищ. Особая информативность «Страны городов» связана также с необычайно ярким характером культовой деятельности ее населения. Традиционное деление культуры на «материальную» и «духовную» здесь утрачивает свою значимость. Сакрализация памяти и ее тесная связь с ритуалом достигает на Аркаиме своего апогея. Вероятно, перед нами «бесписьменный» вариант древней цивилизации, возможность открытия которого предсказывал Ю.М. Лотман.

В этом случае в качестве коллективной памяти на первый план выступали не письменные тексты, а архитектурные сооружения, курганы, урочища с местами отправления религиозного культа. Передача информации с помощью образов нашла отражение в геометрии планировочных схем и многочисленных остатках культовой деятельности на поселениях и могильниках «Страны городов».

Аркаим, с одной стороны, имеет ярко выраженное региональное значение. С другой стороны, его исторический феномен несет в себе глобальные характеристики.

Архитектура Аркаима и Страны городов, жертвенные комплексы и погребальный обряд, все тексты аркаимской культуры отражают индоевропейскую мифологию.

Современные вульгарные западники игнорируют причастность России к европейской идее. Между тем Россия не только в прошлом веке была хранительницей общеевропейских ценностей, но на ее территории, ее древнейшими народами эти ценности создавались изначально. Сегодня, как никогда, необходим гуманитарный диалог цивилизаций. Каждая из современных цивилизаций должна рассматривать опыт иных настоящих и исчезнувших культур как равноправный с признанием принципа равенства в истории. Только такой подход может привести в условиях современного цивилизационного кризиса к расширению горизонта собственного бытия.

Мир на рубеже II-III тыс. н.э. называют постиндустриальным, постсовременным (постмодерновым) и даже «постчеловеческим». Все стороны человеческого бытия – наука, религия, взаимоотношения между этносами и государствами, между обществом и природой – охвачены кризисными явлениями. Все, что нам предложила греческая цивилизация, лежащая в истоках современной европейской культуры, кажется, исчерпано.

Лучшие умы нашего времени в поисках выходов из тупиков постмодернового мира обращаются к самым древним пластам человеческой культуры. Еще в неолите и бронзе люди накопили большой и разнообразный опыт общественного развития. И, вероятно, наша цивилизация не самая лучшая из тех возможных, что намечала история. Вероятны были и другие пути. Аркаим будоражит наше воображение. Он предлагает обратиться к альтернативным путям исторического развития. Он заставляет посмотреть из глубины веков на достижения и промахи современного человеческого мира. И, возможно, если хватит сил, внести в него необходимые коррективы.

Национальный кризис (1610-1613 гг.)
В России начался период междуцарствия. Москва очутилась без правительства, как раз тогда, когда оно ей было нужно больше всего: с двух сторон наступали враги. Все осознавали это, но не знали, на ком остановиться. 17 июля на Красной площади собралась толпа - решали, кого избрать царем. В обсуждении этого вопроса принимали участие бояре, ...

Обострение классовой борьбы. Астраханское восстание
Классовая борьба в то время была направлена не против преобразований, а против того, что эти преобразования сопровождались усилением крепостного гнёта и крепостнической эксплуатации. Астраханское восстание 1705-1706 годов, вызванное увеличением прямых и косвенных налогов, увеличением повинностей городских и служивых людей, крайним прои ...

Герои, награжденные орденами
К началу XIX века в России существовало пять орде нов, которыми могли быть отмечены военные подвиги: высший русский орден св. Андрея Первозванного, ордена св. Александра Невского, Владимира, Анны и самый почетный военный орден дореволюционной России - св. Георгия. Орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром I в 1698 году, выдавался ...