Заключение

Сегодня аркаимская долина по праву считается одним из наиболее изученных микрорегионов России.

Для историков древности евразийских степей памятники аркаимско-синташтинского типа представляют принципиально новое явление в археологии. Их особые возможности для раскрытия исторического содержания заключаются, как это ни парадоксально звучит, в ограниченности пространства «Страны городов». В отличие от других степных культур и культурно-исторических общностей (древнеямной, андроновской, скифо-сарматской .), занимающих огромные территории от Подунавья до Южной Сибири и Китая, «Страна городов» имеет четкие границы. Это значительно конкретизирует и повышает результативность исследований. В пределах «Страны городов» можно вести детальные наблюдения по системе расселения в эпоху средней бронзы, делать расчеты по палеодемографии, емкости охотничьих угодий и древних пастбищ. Особая информативность «Страны городов» связана также с необычайно ярким характером культовой деятельности ее населения. Традиционное деление культуры на «материальную» и «духовную» здесь утрачивает свою значимость. Сакрализация памяти и ее тесная связь с ритуалом достигает на Аркаиме своего апогея. Вероятно, перед нами «бесписьменный» вариант древней цивилизации, возможность открытия которого предсказывал Ю.М. Лотман.

В этом случае в качестве коллективной памяти на первый план выступали не письменные тексты, а архитектурные сооружения, курганы, урочища с местами отправления религиозного культа. Передача информации с помощью образов нашла отражение в геометрии планировочных схем и многочисленных остатках культовой деятельности на поселениях и могильниках «Страны городов».

Аркаим, с одной стороны, имеет ярко выраженное региональное значение. С другой стороны, его исторический феномен несет в себе глобальные характеристики.

Архитектура Аркаима и Страны городов, жертвенные комплексы и погребальный обряд, все тексты аркаимской культуры отражают индоевропейскую мифологию.

Современные вульгарные западники игнорируют причастность России к европейской идее. Между тем Россия не только в прошлом веке была хранительницей общеевропейских ценностей, но на ее территории, ее древнейшими народами эти ценности создавались изначально. Сегодня, как никогда, необходим гуманитарный диалог цивилизаций. Каждая из современных цивилизаций должна рассматривать опыт иных настоящих и исчезнувших культур как равноправный с признанием принципа равенства в истории. Только такой подход может привести в условиях современного цивилизационного кризиса к расширению горизонта собственного бытия.

Мир на рубеже II-III тыс. н.э. называют постиндустриальным, постсовременным (постмодерновым) и даже «постчеловеческим». Все стороны человеческого бытия – наука, религия, взаимоотношения между этносами и государствами, между обществом и природой – охвачены кризисными явлениями. Все, что нам предложила греческая цивилизация, лежащая в истоках современной европейской культуры, кажется, исчерпано.

Лучшие умы нашего времени в поисках выходов из тупиков постмодернового мира обращаются к самым древним пластам человеческой культуры. Еще в неолите и бронзе люди накопили большой и разнообразный опыт общественного развития. И, вероятно, наша цивилизация не самая лучшая из тех возможных, что намечала история. Вероятны были и другие пути. Аркаим будоражит наше воображение. Он предлагает обратиться к альтернативным путям исторического развития. Он заставляет посмотреть из глубины веков на достижения и промахи современного человеческого мира. И, возможно, если хватит сил, внести в него необходимые коррективы.

Куликовская битва
8 сентября 1380 года между русскими войсками под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича и монголо-татарскими войсками во главе с фактическим правителем Золотой Орды темником Мамаем произошло сражение на Куликовом поле (ныне Куркинский район Тульской области). Эта одна из самых крупных битв среднев ...

Конфликт из-за наследства
С именем Акинфия Никитича связан серьёзный конфликт в семье Демидовых. Дело в том, что в своём завещании, написанном под влиянием второй жены Ефимьи Ивановны Пальцевой, все заводы и большую часть капиталов он оставил своему младшему сыну от второго брака, Никите Акинфиевичу (1724-1789). Старшим сыновьям Прокофию Акинфиевичу (1710-1786) ...

Болховская.
Французские новые моды перешли к нам в конце позапрошлого столетия. Первые поклонницы мод произвели на улицах целую сенсацию. Одна из таких модниц -это жена известного тамбовского помещика и коннозаводчика Болховская; вот что писал о неё бульварный песнопевец: Вот летит и Болховская, Искрививши правый бок, Криворукая, косая, Точно ...