более эффективным, чем коллективное.
Тот факт, что земледельческий труд в древнем обществе не приносил людям никакого удовлетворения, а приносит лишь усталость, изнурение, приводит к тому, что некоторые общинники под разными предлогами старались освободить себя от занятия земледелием; они предпочитали заниматься другими видами труда: охотой, рыболовством, собирательством, которые приносили им больше удовлетворения. Но если одни люди уклонялись от земледельческого труда, то другим приходилось заниматься тяжелым земледельческим трудом больше, чем раньше, когда земледелием занимались все общинники. А это неизбежно вызывало недовольство последних, возникали ссоры, конфликты. Выходом из положения был лишь раздел земли на отдельные участки и передача этих участков в пользование отдельным семьям общинников. Замена коллективного земледельческого хозяйства индивидуальным и возникновение скотоводства еще более усиливают общественное разделение труда и являются предпосылкой возникновения частной собственности.
Развитие сельского хозяйства и скотоводства в Древнем Риме, а также частые военные походы объясняют четвертую предпосылку возникновения государства. В частных хозяйствах применялся труд членов семьи, а кроме того, труд рабов и наемных работников. Рабы комплектовались из захваченных плен чужеземцев, как воинов, так и гражданских лиц. Наемные работники комплектовались из обедневших общинников.
В рабство иногда обращались также должники и преступники. Но не следует переоценивать численность класса рабов. В рабство обращались не все пленные, должники и преступники. Из исторических источников известно, что во время удачных военных походов в плен захватывалось, а затем приводилось в страну огромное количество чужеземцев, исчисляемое
несколькими десятками тысяч человек, иногда более ста тысяч. Если бы они
все обращались в рабов, то уже через несколько сотен лет рабы составляли
бы абсолютное большинство населения. Однако проходили сотни и тысячи
лет, а число рабов существенно не увеличивалось. Их доля, удельный вес
во всем населении по-прежнему составлял не более 5-10%. Это можно
объяснить только тем, что большинство захваченных в плен чужеземцев не
обращалось в рабство, а расселялось по всей территории страны, и
постепенно оно ассимилировалось в местном населении. Этим достигались
две цели. Во-первых, увеличилась численность населения, что усиливало
военную и экономическую мощь государства. Во-вторых, на захваченной
земле жителей-чужеземцев становилось меньше, что уменьшало опасность их восстания против поработителей.12
В завершении первой главы рассмотрим признаки государственности, выделяемые современными политологами, и постараемся найти их наличие в ранний период развития древнего Рима.
Понятие государства, его характеристика конкретизируется при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, «анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института»13. Каковы же эти признаки?
· Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенно территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организаций населения потерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальной организации. Данный признак имеет место быть в Древнем Риме. По мнению многих современных историков, в Риме накануне его перехода к цивилизации и государственности господствовал родовой строй. Римлянами считались лишь те, кто входил в родовые подразделения, включавшие в себя три трибы, 30 курий (по 10 в каждой трибе) и 300 родов (по 10 в каждой курии).
· Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.
Власть существовала и в догосударственном обществе, но это было непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию. Наличие публичной власти также имелось в Древнем Риме. Во главе римской общины стояли правители, называвшиеся царями (reges), но непохожие на монархов более поздних эпох. Римский царь являлся верховным жрецом, главным судьей и командующим армии.
Выкуп
Перевод крестьян на выкуп являлся завершающим этапом освобождения их от крепостной зависимости. «Положения 19 февраля 1861 г.» никакого окончательного срока прекращения временнообязанного положения крестьян и перевода их на выкуп не определяли. Только законом 28 декабря 1881 г. устанавливался перевод крестьян на обязательный выкуп начин ...
Февральская буржуазно-демократическая революция
Революция началась с забастовки рабочих Путиловского завода 18 февраля. К 23 февраля бастовал уже весь Петроград. 26 февраля была расстреляна демонстрация рабочих. 27 февраля солдаты Волынского полка
отказались стрелять в рабочих и начали переходить на сторону восставших. К концу дня на сторону восставших перешел Петроградский гарнизон ...
Внутренняя политика императора Александра III Александровича
Царствование императора Александра III (1881–1894)
вошли в историю как время «контрреформ». Александр III вступил на престол после убийства своего отца 1 марта 1881 года. Идеологами нового царствования стали обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел Д. Толстой и издатель М. Катков.
Причины общественного кризиса Ал ...