Еще в X веке упоминаются княжеские села, в XII веке встречаются описание частных владений с феодально зависимым населением. Такими были: Оьгины – Ольжичи, Берестове – Владимира, Ракома – Ярослава, Бельчицы под Полоцком и др. У князя могло быть несколько таких волостей, расположенных на значительном удалении друг от друга, которые могли наследоваться, передаваться другим владельцам, жертвоваться церкви.
В ходе окняжения и в дальнейшем князья передавали свое право на получение дани с отдельных территорий и поселений своим дружинникам в качестве платы за службу в виде частного владения или временного права на получение части доходов. Этот процесс начинается на Руси в конце IX в. с южных земель, позднее – распространяется к северу и северо-востоку.
В XI в. на Руси возникают отчины (перешедший от отца, поздне – отечество, отчизна) – укрепленные усадьбы, к которым тяготел ряд сельских общин с зависимым населением, и – феодальная прослойка – боярство, которое формировалось из старшей дружины и общинной знати. Доходы дружиников включали – кормление, административно-управленческие, вотчинные и жалование. Процесс формирования боярского|шафер| землевладения происходили неравномерно в разных|различных| частях Древнерусского государства – если первые индивидуальные боярские|шафер| владения на юге Руси появляются в X – XI ст., то на северо-восточных землях феодальная вотчина возникает с середины – второй половины XII в. Крупные землевладельцы имели вооруженные отряды и городские усадьбы.
В княжеских и боярских вотчинах использовались наиболее бесправные и зависимые формы труда – челяди и холопов, однако, в целом, частных земельных владений феодалов было относительно немного, основную часть населения составляли свободные общинники.
Положение смердов, составлявших основную массу общинников-земледельцев, могло значительно отличаться в зависимости от местных условий и вида собственности: от зажиточного или даже богатого с использованием наемного и другого труда, до – бедного и бесправного. В случае смерти земледельца (смерда или холопа) – при отсутствии наследников – его имущество принадлежало собственнику, которым могли быть: князь, боярин, монастырь и др.
Русская Правда не делает строгого различия между княжеским и боярским частным землевладением, а в дальнейшем термин отчина (вотчина) обозначал не только укрепленное хозяйство, но и любое наследственное боярское или княжеское землевладение.
С конца XII в. на смену дружинной организации приходит двор начинается процесс образования дворянства. В дальнейшем крупные землевладельцы имели свои вооруженные отряды. Частные землевладельцы имели бóльшее значение в Новгроде – к ним относились бояре и разбогатевшие купцы, которые составляли совет, избиравший посадника и тысяцкого.
Становление древнего государства Волжская Булгария
Первые шаги. С переселением части причерноморских булгар тюркский этнический состав населения Волго-Урала усиливается, но тюркско-угро-финский характер региона сохраняется. На этой базе на Волго-Урале образовалось древнее полиэтническое государство с лидирующим положением тюрко-язычного этноса. Среди ранних государственных образований з ...
Древнейшие государственные образования на территории Малайского архипелага и Малаккского полуострова
Первые государства на территории Малайского архипелага и Малаккского полуострова появились не позднее рубежа нашей эры. К этому времени местные земледельческие племена практиковали вы-сокоразвитое поливное рисосеяние, разведение тягловых животных (буйволов), литье бронзы и варку железа. Характерными чертами их верований были культ предк ...
Культурная революция
Истоки «культурной революции» коренятся в доктринальных установках большевизма, резко отграничивавшего новую культуру от культуры старого, «буржуазного» общества. Культурная революция по замыслу большевиков, должна была произвести переворот в культурной сфере.
Одной из задач культурной революции была подготовка населения к его участию ...