Введение
Страница 2

Древней формой, сохранявшейся со времен самоуправления союзов племен, было вече, которое существовало во всех крупных городах Руси, но имело неодинаковое значение. Нередко в городах вече вмешивалось в военные дела, решало политические вопро­сы. За ним признавали право на утверждение, избрание и даже отказ в княжении, счита­лись в вопросах о войне и мире, оно участвовало в решении хозяйственных и финансовых вопро­сов городского самоуправления. В Киеве вече обычно соби­ралось на торговище возле Туровой божницы или на горе, на нем присутствовали представители местной знати, церкви, городские старосты; а иногда – князь и иноземные послы. Наибольшее значение вече имело на северо-западе – в Новгороде (после 1136 г.: «введоша» князя себе), Пскове и Полоцке. В Древней Ру­си вече не имело определенной компетенции, формы пред­ста­ви­тельства и порядка созыва.

Рядом с государством возникает и развивается церковная организация, созданная гре­ческими священнослужителями и княжеской властью по образцу Византии. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами – стали епархии, приходы и монастыри. В дальней­шем ей были переданы значительные по объему сферы юрисдикции (семейное и брачное право, охрана жизни и чести женщин, отчасти наследственное право), которые раньше принадлежали ведению общины; она выступала против рабства. Система наказаний в новом церковном праве при по­добных делах была заимствована из княже­ского права – судебные штрафы: типа вира, продажа и возмещение ущерба в гривнах. Кроме того, церковь занималась сельским хо­зяйством, промыслами, ремеслами, покрови­тельствовала торговле, вмешивалась в поли­тику а также участ­вовала в обороне.

Киевская Русь представляла собой военно-политическое объединение с элементами государственной общности по этнографическим, экономическим, родственным (Рюри­ковичи и пр.) и другим признакам. Внешнее окружение – было очень разнообразным: православная рабовладельческая Византия, имевшая тысячелетнюю историю письменной культуры; Скандинавия, известная своими воинами-мореплавателями; католические сла­вян­ские Польша и Чехия; мусульмане-тюрки волжские булгары; разноэтническая Хаза­рия, включавшая пограничную Салтово-Маяцкую культуру; языческие племена и народности Севера и Юга, находившиеся на разных стадиях родового строя.

Страницы: 1 2 

Особенности развития Галицко-Волынского княжества и его культура
Во второй половине XI-XII веков образовалась «областная» территория по верхней части течения Днестра. На юго - востоке по Днестру она простиралась до Ушицы. В юго-западном направлении Галицкая территория захватывала верховья Прута.В междуречье Прута и Днестра лежал Кучельмин. Сама территория получила название "Галицкой» земли в нача ...

Тернистый путь к национальной республике
Октябрьский государственный переворот в России. Осенью 1917 г. Временное правительство вступило в полосу затяжного кризиса. Оно потеряло доверие большинства русского народа, и его падение было предопределено. На наследство претендовали две наиболее организованные политические силы: большевики в союзе с левыми эсерами и кадеты в союзе с ...

«Тай­ная ве­че­ря»
«Тай­ная ве­че­ря» – ве­ли­чай­шее тво­ре­ние Ле­о­нар­до и од­но из ве­ли­чай­ших про­из­ве­де­ний жи­во­пи­си всех вре­мен – дош­ла до нас в по­лу­раз­ру­шен­ном ви­де. Эту ком­по­зи­цию он пи­сал на сте­не тра­пез­ной ми­лан­ско­го мо­на­сты­ря Сан­та Ма­рия дел­ле Гра­цие. Стре­мясь к наи­боль­шей кра­соч­ной вы­ра­зи­тель­но­сти в ...