Отношение советской власти к православной церкви в 20-е гг. XX в.
Страница 3

История » Православная церковь и печатное дело на белорусских землях в 1917-1941 гг. » Отношение советской власти к православной церкви в 20-е гг. XX в.

В связи с принятием акта автономии собрание духовенства г. Минска образовывает по примеру ВЦУ новую управленческую структуру. Вместо епархиального управления формируется Церковное управление Беларуси (ЦУБ).

В это время органы ГПУ прикладывают немалые усилия по активизации «церковно-революционного движения» в Беларуси. 17 августа 1922 г. ГПУ Беларуси отправляет районам распоряжение о необходимости выявить «подходящих к работе священнослужителей, организовать их в группы и всячески стимулировать присоединение к ним остального духовенства». С помощью вербовки осведомителей из числа духовенства изучались настроения священнослужителей.

Являясь высшим управляющим органом, Церковное Управление Беларуси проводило работу по недопущению движения обновленцев в Минской епархии. Не способствовал распространению революционного движения и авторитет Мелхиседека среди духовенства, которое не шло за «реформаторами». Высшее церковное управление, которое не было довольно работой ЦУБ несколько раз вносила предложение о ликвидации автономии. В ноябре 1922 г. Мелхиседек под давлением ВЦУ был вынужден пойти на образование новой управленческой структуры православной церкви – Белорусского епархиального управления (БЕУ). С первых же дней своей деятельности БЕУ всячески тормозило работу по расширению движения обновленцев.

24 августа 1922 г. в Москве прошел съезд новой группы обновленцев – Союза церковного возрождения во главе с епископом Антонином. Эта группа ставила своей целью преодолеть разрыв между обновленческим духовенством и верующими. В начале октября 1922 г. была образована еще одна группа – Союз товариществ староапостольской церкви, которую возглавил А. Введенский. Она стояла на позициях установления идей «христианского социализма» в обществе.

В это время и впредь в Беларуси обновленческое движение представляла в основном «Живая церковь».

Начало 1923 г. охарактеризовалось активизацией обновленческого движения, что было связано с подготовкой Поместного собора, который должен был объединить конкурирующие реформаторские течения. 10 апреля 1923 г. Мелхиседека вызвали в ГПУ БССР и под расписку сообщили о необходимости его выезда в Москву. От Минской епархии в соборе приняли участие 3 человека: священнослужитель В. Никольский и В. Соколов, член епархиального управления, вместо Мелхиседека на собор поехал епископ Мозырьский Иоан – обновленец.

Собор открылся 29 апреля 1923 г. По его итогам было узаконено равенство женатого и неженатого духовенства, священнослужителям было разрешено вступать в брак второй раз, вводился новый григорианский календарь. Губительным для обновленцев явилось постановление о лишении Тихона сана и монашества, которое было воспринято с негодованием большинством верующих.

Руководящим органом православной церкви стал Высший церковный совет во главе с митрополитом Антонином. Лидер Союза товариществ староапостольской церкви А. Введенский занял лидирующее положение в руководстве обновленческой церковью.

После Собора борьба между обновленцами и «тихоновцами» в БССР обострилась. Подобное было вызвано освобождением патриарха Тихона из тюрьмы ОГПУ, которое произошло 27 июня 1923 г. в связи с его раскаянием в «антисоветской деятельности».

В первом же своем послании к церкви 28 июня 1923 г. Тихон заявил о не легитимности обновленческого собора и его решениях. Для того чтобы склонить минское духовенство на сторону обновленцев в Минск неоднократно приезжал А. Введенский. 6 августа 1923 г. он выступил с лекцией «Раскаяние патриарха и судьба Церкви». Однако верующие восприняли обращение и приезд Введенского очень враждебно. В целом же посещение минской епархии одним из влиятельнейших руководителей обновленцев показало, что духовенство епархии поддерживает патриарха Тихона и епископа Мелхиседека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Категория цивилизации
Базовой категорией научного анализа для Тойнби является категория цивилизации. Опираясь именно на нее, он строит величественное здание своей собственной конструкции. Следует сказать, что, в отличие от своих предшественников, Тойнби трактует цивилизацию не как организм, формирующийся и развивающийся по биологическим законам, а как социал ...

Испания и Россия в период Первой Мировой Войны: основные векторы отношений
В настоящей части нашего изложения мы проанализируем основные векторы взаимоотношений Испании и России в годы Первой мировой войны – в 1914 – 1918 годах. Сразу необходимо отметить, что взаимоотношения двух стран в годы Первой мировой войны, несколько активизировались. Можно также отметить, что российское посольство в Мадриде, во многом ...

Дальний Восток
Большой интерес для России представлял Китай, который находился в полуколониальной зависимости от Великобритании. В конце XIX века Япония начала создавать Тихоокеанскую империю, в которую пыталась включить и Китай. Опасаясь Японии, Китай заключил оборонительный союз с Россией. В рамках этого союза Россия проложила через Маньчжурию (Севе ...