Реформы экономики в странах Азии

Формирование хозяйственного механизма в странах Азии происходило в условиях и формах, близких к СССР. Существенной чертой такой структуры являлась сильная позиция государственно-партийного аппарата в общественном воспроизводстве, т.е. командно-административная система.

В середине 60-х гг. начали появляться признаки несоответствия этой системы требованиям развития производительных сил, что отражалось в замедлении темпов экономического роста и снижении эффективности. В 1970-1980-е гг. становится очевидным неспособность такой системы решать экономические проблемы стран.

Процесс реформ в экономической жизни каждой из стран имеет различия, но при этом можно говорить и об общих направлениях деятельности новых правительств. Среди них: устранение бюджетных дефицитов, отмена или сокращение дотаций убыточным предприятиям, сдерживание инфляционных процессов, улучшение отраслевой и производственной структуры народного хозяйства, повышение эффективности экономики в целом. Основой радикальных преобразований становятся изменения в отношениях собственности.

Важнейшей особенностью реформ в странах Азии является то, что они начались с перестройки в экономике без изменений в политической и идеологической сферах. Инициатором преобразований выступали старые структуры управления, усиливалась роль государственно-партийного аппарата. Это объясняется национальными особенностями развития стран Азии. На общественные отношения большое влияние оказывали методы централизованного правления в сочетании с общинными и религиозными традициями. Своеобразно трактовалась и идея социализма, в частности, его коллективистские начала. Нельзя не учитывать и длительный период войн, противостояния империализму, что также поддерживало устойчивость организационных структур, основанных на социалистической идеологии.

Итак, множественность моделей выхода из кризисных ситуаций, преодоления социально-экономических трудностей на современном этапе являет собой образец гибкого маневрирования и приспособления к сложным условиям воспроизводства, выработки эффективного “синтеза” рыночного механизма и государственного регулирования.

Леонид Ильич Брежнев (1964–1982)
Брежнев оценивал США как постоянно слабеющую страну. В начале 1970-х годов СССР заключило с США ряд договоров о предотвращении ядерной войны. Главным из них стал Хельсинский договор 1975 года о: – неприменении первыми ядерного оружия; – нерушимости послевоенных границ; – мирном разрешении конфликтов; – соблюдении прав человека. О ...

Тайваньская альтернатива
В декабре 1949 года Цзян Чжунчжэн прилетел из провинции Сычуань на остров Тайвань, где и начался тайваньский период в его деятельности. Ему было за шестьдесят. Он уже допускал мысли об уходе от дел, от политики, но ситуация сложилась таким образом, что ему пришлось взять на себя ответственность за ту часть китайской нации, которая нико ...

Закат эпохи Брежнева
После инсульта в 1979 году Брежнев практически прекратил управление страной. Вся власть перешла к бюрократии. Для поддержки умирающей экономики активно начали продавать электроэнергию и топливные ресурсы (нефть, уголь, газ). Все слои власти пронизывала коррупция, бюрократия чувствовала свое всевластие и безнаказанность, процветало «теле ...