В начале XX в. Китай фактически оставался полуколонией, хотя формально сохранял независимость. Ведущие державы Запада, а также Россия и Япония ускоренными темпами делили Китай на сферы влияния,
превращая эту страну в аграрно-сырьевой придаток своей экономики. В стране нарастал стихийный протест против проникновения иностранцев.
Кульминацией народных волнений стало восстание под руководством общества «Ихэтуань»
(так называемое «боксерское восстание» 1899-1900). Членов общества «Ихэтуань» («Отряды мира и справедливости») в Европе называли «боксерами», так как в их подготовку входили китайская гимнастика и кулачный бой.
В августе 1900 г. 20-тысячная армия восьми государств (США, Англии, России, Франции, Германии, Японии, Австро-Венгрии и Италии) с особой жестокостью подавила народное восстание.
Борьба против иностранцев и императорской маньчжурской династии продолжалась (маньчжуров китайские патриоты также считали чужеземцами). В этой обстановке возникает ряд революционных организаций. Ведущая роль среди них принадлежала «Союзу китайского возрождения»,
который возглавлял Сунь Ятсен. Главной силой национально-освободительного движения было демократическое крыло национальной буржуазии, которое стремилось свергнуть маньчжурскую (циньскую) династию и решить аграрный вопрос.
Сунь
Ятсен
(1866
—
1925)
—
китайский
политический
деятель
.
Создал
в
1894
г
.
революционную
организацию
Син
-
чжунхой
,
в
1905
г
.
—
более
массовую
органицию
Тунмынху
-
эй
.
Лидер
Синьхайской
революции
1911
—
1913
гг
.,
первый
(
временный
)
президент
Китайской
республики
(1
января
—
1
апреля
1912).
В
1912
г
.
основал
партию
Гоминьдан
.
Летом 1905 г.
будущий лидер национально-освободительного движения Сунь Ятсен объединил несколько революционных организаций, в том числе и «Союз китайского возрождения», в «Объединенную революционную лигу Китая»
(Тунмынхуэй). Программа «Объединенной лиги» предусматривала изгнание маньчжур, освобождение Китая, установление республики и национализацию земли. Сунь Ятсен выдвинул так называемые «три народных принципа»: национализм, народовластие, народное благоденствие.
10
октября 1911 г. в Учане полиция напала на след революционной организации. Начались аресты и, чтобы предотвратить разгром, члены организации выступили с оружием в руках. К восставшим присоединился гарнизон Учана, а затем студенты и рабочие-металлисты. Учанское восстание
положило начало революционной волне, которая прокатилась по всей стране. В скором времени власть циньского правительства была свергнута в Ханькоу и Ханьяне, в ноябре - в Шанхае. 2 декабря восставшие захватили Нанкин
- южную столицу Китая. Практически юг страны отделился от севера.
На родину из эмиграции возвратился Сунь Ятсен. 29 декабря делегаты провинций, которые собрались в Нанкине на конференцию, провозгласили образование Китайской республики. Сунь Ятсена избрали ее временным президентом.
1 января 1912 г. он принял присягу.
В Северном Китае к власти пришел Юань Шикай.
Сначала правящая династия предложила ему стать главнокомандующим военными силами, а потом премьер-министром. Фактически он превратился в полновластного диктатора страны. 12 февраля Юань Шикай заставил регента подписать от лица 6-летнего императора Пу И
акт об отречении от престола.
На следующий день Сунь Ятсен подал в отставку в пользу Юань Шикая.
Психология и характер Сталина
…без подлинной любви к человечеству
нет подлинной любви к родине…
А. Франс
Поверхностные психологи изображают Сталина как уравновешенное существо, в своем роде целостное дитя природы. На самом деле он весь состоит из противоречий. Главное из них: несоответствие честолюбивой воли и ресурсов ума и таланта. Что характеризовало Ленина, - ...
Буржуазные реформы 1863-1874 гг.
Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения других буржуазных реформ – в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле. Они преследовали цель приспособить самодержавный политический строй России к потребностям капиталистического развития, сохранив его классовую, дворянско-помещичью сущно ...
Реформы в области культуры и быта
Главным содержанием реформ было становление и развитие культуры и просвещения, “европеизация” в быту и направлении развития культуры.
Первая светская школа была открыта в 1701 году в московской Сухаревой башне “Школа математицких и навигацких наук”, послужившая основой для Морской академии в Петербурге. В след за ней создаются медицинс ...