Форма и структура

« Исторические записки» (это название книга Сыма Цяня получила после его смерти), состоящие из 130 глав, распадаются на пять больших разделов. Первый раздел называется «Основные летописи»; он состоит из 12 глав, излагающих политическую историю правления тех династий или государей, которые в свое время были «основными» в Китае.

Повествование ведется в летописной форме. О тех тли иных династиях или государях рассказано в этом разделе не потому, что они формально стояли во главе Китая, а по признаку их реальной роли в истории.

Жизнеописаниям отдельных выдающихся князей и изложению истории удельных княжеств посвящался четвертый раздел – «Наследственные дома». Он состоит из 30 глав, которые написаны по типу или летописей, или биографий. Две главы в этом разделе рассказывают о людях простого звания, не основавших династий князей, потому что эти люди сыграли исключительно важную роль в истории Китая.

Пятый и самый большой раздел «Исторических записок» - это семьдесят «Монографий» или, как их часто называют, «Биографий». Подавляющее большинство их содержит жизнеописания тех, кто, по словам Сыма Цяня, «держался долга и был незауряден, не упускал удобного момента и стяжал себе славу заслуженного человека в поднебесной».

«Основные летописи», «Наследственные дома» и «Монографии» - главные части труда Сыма Цяня. Хроника – как бы основа «Исторических записок», но кроме этого историк ввел в свою книгу еще два раздела. Один из них – десять «Хронологических таблиц» - представлял собой плод критической работы Сыма Цяня над хронологией китайской истории, а другой – восемь так называемых «Трактатов» - был посвящен «нормам поведения», музыке, военному делу, календарю, астрологии, религии, строительству каналов и плотин, и, наконец, экономике.[3]

Таким образом, «Исторические записки» - это огромная история-энциклопедия, кладезь сведений о древнем Китае. В конце каждой главы находится послесловие «великого астролога», выражающее его суждение об изложенном выше. Этот грандиозный труд свидетельствует не только о блестящих качествах его автора как ученого, но и о его литературном таланте. Совершенная художественная форма поставила их в один ряд с шедеврами китайских стилистов.

Древнерусская культура X–XIII веков. Культура славян – язычников
В славянском язычестве прослеживается два направления: поклонение силам природы и культ предков. Наиболее почитаемыми богами у славян были Перун – бог грома и молнии, Рода – богиня земли, Дажбог – бог солнца. Низшими божествами были леший (лесной бог), кикиморы (богини болот), русалки(богини рек), домовые (обожествленный предок, х ...

Арх.реформа на промышл. индустр-ых арх. Западноевропейских стран
Сосуществование прежних типов хозяйственных архивов (семейных, купеческих, ремесленных, банковских и др.) дополняется сравнительно новыми их разновидностями - такими как фабричные и предпринимательские несемейные деловые архивы. Однако и те, и те подверглись изменениями, так как изменился процесс произв-ва. Семейные архивы перестают быт ...

Реформа 1892 года в системе городского самоуправления, в частности, городской управе. Влияние реформы 1892 г. на городскую управу и её социальный состав
11 июня 1892г. указом императора Александра III было введено новое Городовое Положение, которое по содержанию точнее называть не новым, а откорректированным прежним Городовым Положением1. Реформа не меняла полномочия городской управы и основной круг подведомственных ей дел. Тремя главнейшими изменениями, внесенными в законодательство 18 ...