Спартанское чудо

Воспитание в Спарте » Спартанское чудо

Таково пресловутое спартанское образование, вызывавшее такой интерес, как в древности, так и в Новое время. Французскому историку трудно говорить о нем с полным беспристрастием. Немецкая наука от К.О. Мюллера (1824) до В. Йегера (1932) страстно им восхищалась: она видела в нем проявление нордического духа, присущего дорийской расе, и воплощение сознательно расистской, воинственной и тоталитарной политики — реальный и авторитетный образец мечтаний, неустанно питаемых немецкой душой со времен Пруссии Фридриха II, Шарнгорста и Бисмарка до нацистского III рейха. У нас их пример увлек Барреса, с восхищением увидевшего в Спарте «изумительный питомник». Греция предстала ему «объединением маленьких общин во имя улучшения эллинской расы». «Эти спартанцы старались изо всех сил, чтобы их выводки были лучшими» [8;199].

Подобный энтузиазм существовал и в античности: ведь Спарта известна в основном в романтическом, идеализированном образе, созданном ее страстными приверженцами, и прежде всего уроженцами исконной ее соперницы, Афин. К концу V и в особенности в течение IV века, по мере того как становилась окончательной и упрочивалась победа демократических тенденций, правые консерваторы, как аристократы, так и олигархи, чьим уделом стала злобная и бессильная оппозиция, настоящая внутренняя эмиграция, перенесли в Спарту свой поверженный идеал. Нынешнему историку очень трудно разобраться, что представляло собой в действительности это «спартанское чудо». Реакционные круги в Афинах, в частности, тот, душою которого был Сократ, были так же привержены Спарте, как французские буржуа времен Народного Фронта — порядку и могуществу муссоллиниевской Италии.

Маршал Жуков Г.К.. Полководческий талант Г.К.Жукова
В новейшей историографии существуют разные мнени0я по поводу полководческого таланта и военной деятельности Г.К. Жукова, но, как представляется, наиболее достоверную характеристику дают полководцы - соратники и лично знавшие Г.К.Жукова люди. На их свидетельства необходимо, на наш взгляд, опираться историкам при оценке полководческой дея ...

Значение принятия христианства
После крещения населения в Киеве, Владимир приказал тянуть статую Перуна к воде, а 12 киевлян избивали ее цепями, чтобы дух идола не влиял на людей. Брошенная в Днепр статуя главного языческого бога выплыла около того места, где позднее построили Выдубецкий монастырь. Статую Перуна язычники установили в лесу и долго молились здесь. До в ...

Волконский.
После упоминается в стихах о князе Волконском, у которого в Самотёке был собственный театр. устроены в виде большого балагана, в нём умещалось до 300 человек. Для открытия на этом театре играли «Беглого солдата», пьеса, как и исполнение была не особенно удачна. Про хозяина этого театра стихотворец пишет следующее: И Волконский с карус ...