Довоинское обучение в Спарте

Воспитание в Спарте » Довоинское обучение в Спарте

Чему же обучались в таких условиях юные спартанцы? Муштра имела основной задачей сделать их солдатами: все приносилось в жертву этой единственной цели, и прежде всего— интеллектуальная сторона образования, отныне сведенная к минимуму: «Спартанцы считают за благо, чтобы дети не учились ни музыке, ни грамоте. Напротив, ионийцы считают неприличным не знать всего этого» [2;43],— пишет около 400 года, сразу после победы Спарты, неизвестный автор, дорийский софист, ученик Протагора.

Cпартанцы не были полностью неграмотны, Плутарх заверяет, что в отношении чтения и письма они обучались по крайней мере «необходимому» [5;117]. Что-то от утонченности ума, присущей Алкману, сохранилось в практике «лаконизма» — речи, сочетающей нарочитую краткость с остроумием и зубастой насмешкой; а от славной традиции Терпандра и Тиртея спартанцы сохранили любовь к музыке и поэзии с дидактической направленностью.

Разумеется, менее чем когда-либо речь идет о занятиях искусством ради его эстетической ценности. Если элегии Тиртея по-прежнему широко исполнялись, это объясняется их высоконравственным содержанием и использованием в качестве походных песен. Технический уровень музыкального образования, судя по всему, сильно снизился по сравнению с блеском архаической эпохи. И речи не могло быть о следовании по изысканным путям «современной музыки»: рассказывали, будто эфоры приговорили к смерти Фриния (или Тимофея Милетского) за то, что тот добавил новые струны к традиционной лире. Кроме хорового пения, в употреблении была только военная музыка, аналогичная музыке наших военных оркестров (известно, что в античности флейта играла роль нашей трубы и барабана, задавая ритм общему движению): «Величественно и жутко, — говорит Плутарх , — было зрелище спартанской армии, идущей в атаку под звуки флейты» [5;119].

Поскольку все усилия были направлены на военную подготовку, очевидно, что физическое воспитание стояло на первом месте. Но занятия спортом, как и охотой, уже не связываются с изысканным образом жизни, а строго подчинены развитию физической силы. Вероятно, к гимнастике в собственном смысле слова очень рано присоединялась непосредственно военная подготовка: к владению оружием, фехтованию, метанию копья добавлялись движения в сомкнутом строю. Спартанская армия (единственная профессиональная армия в Греции, которая до IV века знала только импровизированное ополчение граждан) восхищала всех своей маневренностью, перестраиваясь из походного в боевой порядок с безупречной быстротой и правильностью, на поле битвы так же, как на плацу.

Культура России 1900–1917. Просвещение
К началу ХХ века Россия имела трехступенчатую систему образования: I ступень – начальная: церковно-приходские школы и народные училища; II ступень – средняя: гимназии и коммерческие училища; III ступень – высшая: институты и университеты. Неграмотных в стране было около 30% населения. В гимназиях и университетах много времени стали ...

Становление древнего государства Волжская Булгария
Первые шаги. С переселением части причерноморских булгар тюркский этнический состав населения Волго-Урала усиливается, но тюркско-угро-финский характер региона сохраняется. На этой базе на Волго-Урале образовалось древнее полиэтническое государство с лидирующим положением тюрко-язычного этноса. Среди ранних государственных образований з ...

Гербъ рода князей Дашковыхъ
В щите, разделенном на четыре части, находится в середине ма­лый щиток, на котором изображе­ны в белом поле золотые крест, ше­стиугольная звезда и между ними полумесяц, рогами обращенный вниз. В правой верхней и в левой нижней частях в голубом поле - ан­гел в сребротканой одежде, держа­щий в правой руке обнаженный серебряный меч, а в ле ...