Великий Новгород

Новгород, расположенный на северо-западе русских земель, был связан рекой Вол­хов с Финским заливом и Балтийским морем с Ливонией, Швецией, со многими норвеж­скими и германскими городами. Ближайшими городами, с которыми Новгород вел тор­говлю, были Нарва, Дерпт, Рига, Ревель. Этот морской балтийский путь являлся стабиль­ным центром внешней торговли в киевский период. Через Балтику новгородские купцы доходили до немецких городов Данцига и Любека, до Готланда, а также Або и Выборга.

В период Киевской Руси в городе шел процесс складывания сословия торговцев; они вели торговлю, выступали приказчиками и посредниками в торговых сделках. Крупные имущественные состояния, нажитые внешней торговлей, были отмечены в Новгороде уже к концу ХII века; тогда же в городе появляются торговые союзы, которые объеди­няли купцов, осуществлявших операции за рубежом такие, как: Иванское сто, Заморские купцы, Низовские купцы, Югорщина. Купеческие объединения регулировали внеш­не­тор­говую деятельность, определяя порядок взимания с товаров таможенной пошлины и ее ставки, о чем свидетельствует «Устав купеческого общества в Новгороде», согласно ко­торому льготная пошлина была установлена для новгородских торговых людей, более высокая – для иноземных гостей. Новгородское купечество, в отличие от других городов, имело большее экономическое и политическое значение.

Новгород держал в своих руках транзитную торговлю Европы с Русью: Полоцкой, Смоленской, Владимир-Суздальской и другими землями. Через Новгород, Псков, Торжок (Новый Торг – торгово-ремесленное поселение) в Европу вывозились ценные меха – со­больи, горностаевые и др., которые в больших количествах поступали из всех частей об­ширных Новгородских и Владимир-Суздальких земель, а также традиционные товары рус­ской торговли: мед, воск, лен, кожи, древесина, смола, китовый и моржовый жир, ры­бий зуб и т.д. Сюда же привозили хлеб из соседних русских земель (Смоленска, Полоцка, Суздаля и из европейских стран), арабские, византийские и др. товары по трансконтинен­тальным торговым путям: оружие, шелк, изделия из золота и серебра, вина, произведения художественного ремесла, кожаная обувь, предметы роскоши, украшения и др.

Торговля воском и медом в издавна процветала в Новгороде. Сюда сбывали эти про­дукты смоленские, полоцкие, торжокские, бежецкие купцы. В 1170 году пуд меда стоил около 10 кун. Мед и воск продавались в особых вощаных и медовых рядах.

Великий Новгород экспортировал за границу лес: лесоматериалы были в числе пер­вых товаров, которыми он торговал. Об этом свидетельствует и его торговля с Ганзой – годовой вывоз лесных товаров этим купеческим объединением достигал впоследствии 20 тысяч тонн. Многие европейские страны покупали хвойные (сосну, ель, пихту, лиственницу, кедр), а также лиственные (дуб, бук, ясень, березу, липу).

В киевский период возникли торговые связи новгородских купцов с Ганзейским сою­зом, получившие развитие в последующие века. В архивах сохранился древнейший доку­мент – договор Новгорода с немецкими городами в 1189-1199 гг. Как следует из содер­жания, договор был продолжением ранее существовавшего соглашения.

Жизнедеятельность Новгорода была тесно связана с речным и морским транспортом, он иногда фрахтовали немецкие или швед­ские суда и строил свои. Недостаток удобных сухопутных дорог, а также зависимость от поставок зерна и от­сутсвие универсальной денежной единицы – делали уязвимыми позиции города во внеш­ней торговле. Важным источником новгородского экспорта были торгово-военные экспедиции уш­куйников (ушкуя – речное весельное судно) в земли северных народов – ненцев, зырян, перми, югры и др., а также дани с подвластных ему территорий.

Парижский мир
В конце марта 1856 г. был подписан Парижский мирный трактат. Россия не понесла значительных территориальных потерь. У нее была отторгнута лишь южная часть Бессарабии. Однако она потеряла право покровительства Дунайским княжествам и Сербии. Самым тяжелым и унизительным было условие о так называемой "нейтрализации" Черного моря. ...

Год
1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 На военные цели 620 720 3300 5150 9000 10850 15500 На транспорт 805 1238 1694 1876 2144 2400 3376 На управление 800 810 1200 1400 1400 1420 1200 В жилищное строительство 150 185 275 220 ...

Индустриализация
Идея индустриализации была выдвинута в 1925 году. Она преследовала следующие цели: 1) ликвидация технико-экономической отсталости страны; 2) создание мощной оборонной промышленности; 3) развитие тяжелой промышленности. В 1929 году был принят первый пятилетний план. Началось крупное строительство. К 1930 году ликвидирована безработица. З ...