Высокое положение, занятое фараоном, знаменовало собой его активное участие в делах управления. Он имел обыкновение каждое утро принимать визиря, играющего главную роль в администрации, чтобы советоваться с ним относительно нужд страны и текущих дел, подлежавших его рассмотрению. После совещания с визирем он встречался с главным казначеем. Эти два человека ведали важнейшими отделами управления: сокровищницей и судом.
Палата фараона, где они делали ежедневно доклады правителю, была центральным органом всего управления, где сходились все его нити. Прочие правительственные доклады делались, равным образом, здесь, и теоретически все они проходили через руки фараона. Даже из ограниченного числа дошедших до нас документов подобного рода мы видим огромное количество детальных административных вопросов, решавшихся монархом.
В интересах местного управления Египет был разделен на административные округи – номы. Во главе округа стояли номархи. По существующим документам в настоящее время невозможно определить, в какой мере ощущали местные владетели давление фараона в своем управлении и администрации. В номе, по-видимому, находился царский уполномоченный, обязанный блюсти интересы фараона, а также были там "надзиратели за коронными владениями" (вероятно, подчиненные ему), заведовавшие стадами в каждом номе. Но сам номарх был посредником, через руки которого проходили все доходы сокровищницы с нома. "Все налоги царского дома проходили через мои руки", - говорит Амени из Антилопьего нома.
Как указывают Д. Брестед и Б. Тураев, не все вотчины, которыми управлял номарх, являлись его неограниченной собственностью. Его имущество состояло из земель и доходов двоякого рода: "отцовского поместья", полученного от предков и бывшего родовым, и "княжеского поместья", которое не могло переходить по завещанию и в случае смерти номарха всякий раз заново даровалось как надел фараоном его наследникам. Именно это обстоятельство и давало до известной степени возможность фараону держать в своих руках ленных владетелей и сажать по всей стране сторонников своего дома.
Главнейшим административным органом, координировавшим и централизовавшим номы, была сокровищница, благодаря функционированию которой ежегодно притекали в склады центрального управления зерно, скот, птица и изделия ремесленников, а затем и деньги, собирались как подать поместными губернаторами. Были также и другие источники доходов сокровищницы. Кроме внутренних доходов, включавших подати с номов и резиденций, фараон получал еще регулярный доход с золотых копей в Нубии и на Коптскрй дороге к Красному морю. "Торговля с Пунтом и Южными берегами Красного моря, по-видимому, была исключительной прерогативой фараона, и должна была приносить значительный доход; равным образом, копи и каменоломни на Синайском полуострове, а также, быть может и хаммаматские каменоломни представляли собою регулярный источник дохода".
Над всем финансовым управлением стоял "главный казначей", живший, разумеется, при дворе, и дававший фараону ежегодный финансовый отчет.
По мнению историков Д. Брестеда и Б. Тураева, государство, устроенное таким образом было крепким до тех пор, пока во главе государства стоял сильный человек. Стоило фараону выказать слабость, чтобы номархи могли стать независимыми, и целое готово было распасться на части.
Уединённое созерцание
Достоверных скульптур Леонардо да Винчи не сохранилось совсем. Зато мы располагаем огромным количеством его рисунков. Это или отдельные листы, представляющие собой законченные графические произведения, или чаще всего наброски, чередующиеся с его записями. Леонардо рисовал не толь ...
Устав 1863 года
Характерной черной деятельности Министерства народного просвещения при А.В. Головнине, занявшем пост министра в 1862 г., была широкая гласность. Комиссия, возглавляемая фон Брадке, составила проект нового университетского устава. Проект был разослан во все университетские советы, лицам духовных и гражданских ведомств, переведен на немец ...
План экономии английского банкира Дж.Мэя
Экономический кризис 1929 - 1933 гг., поразив ведущие стран мира, не миновал и Великобританию. Объем промышленного производства упал на 15%, особенно пострадали традиционные отрасли - металлургическая, угольная и др., сократились посевные площади, объем внешней торговли сократился в 2 раза, торговый баланс был дефицитным, увеличилась бе ...