Политико-административная функция

История » Функции фараона в Древнем Египте » Политико-административная функция

Высокое положение, занятое фараоном, знаменовало собой его активное участие в делах управления. Он имел обыкновение каждое утро принимать визиря, играющего главную роль в администрации, чтобы советоваться с ним относительно нужд страны и текущих дел, подлежавших его рассмотрению. После совещания с визирем он встречался с главным казначеем. Эти два человека ведали важнейшими отделами управления: сокровищницей и судом.

Палата фараона, где они делали ежедневно доклады правителю, была центральным органом всего управления, где сходились все его нити. Прочие правительственные доклады делались, равным образом, здесь, и теоретически все они проходили через руки фараона. Даже из ограниченного числа дошедших до нас документов подобного рода мы видим огромное количество детальных административных вопросов, решавшихся монархом.

В интересах местного управления Египет был разделен на административные округи – номы. Во главе округа стояли номархи. По существующим документам в настоящее время невозможно определить, в какой мере ощущали местные владетели давление фараона в своем управлении и администрации. В номе, по-видимому, находился царский уполномоченный, обязанный блюсти интересы фараона, а также были там "надзиратели за коронными владениями" (вероятно, подчиненные ему), заведовавшие стадами в каждом номе. Но сам номарх был посредником, через руки которого проходили все доходы сокровищницы с нома. "Все налоги царского дома проходили через мои руки", - говорит Амени из Антилопьего нома.

Как указывают Д. Брестед и Б. Тураев, не все вотчины, которыми управлял номарх, являлись его неограниченной собственностью. Его имущество состояло из земель и доходов двоякого рода: "отцовского поместья", полученного от предков и бывшего родовым, и "княжеского поместья", которое не могло переходить по завещанию и в случае смерти номарха всякий раз заново даровалось как надел фараоном его наследникам. Именно это обстоятельство и давало до известной степени возможность фараону держать в своих руках ленных владетелей и сажать по всей стране сторонников своего дома.

Главнейшим административным органом, координировавшим и централизовавшим номы, была сокровищница, благодаря функционированию которой ежегодно притекали в склады центрального управления зерно, скот, птица и изделия ремесленников, а затем и деньги, собирались как подать поместными губернаторами. Были также и другие источники доходов сокровищницы. Кроме внутренних доходов, включавших подати с номов и резиденций, фараон получал еще регулярный доход с золотых копей в Нубии и на Коптскрй дороге к Красному морю. "Торговля с Пунтом и Южными берегами Красного моря, по-видимому, была исключительной прерогативой фараона, и должна была приносить значительный доход; равным образом, копи и каменоломни на Синайском полуострове, а также, быть может и хаммаматские каменоломни представляли собою регулярный источник дохода".

Над всем финансовым управлением стоял "главный казначей", живший, разумеется, при дворе, и дававший фараону ежегодный финансовый отчет.

По мнению историков Д. Брестеда и Б. Тураева, государство, устроенное таким образом было крепким до тех пор, пока во главе государства стоял сильный человек. Стоило фараону выказать слабость, чтобы номархи могли стать независимыми, и целое готово было распасться на части.

Политика «самоусиления» (1861-1895 гг.)
После поражения во второй «опиумной войне», в правящих кругах Китая возникла потребность еще раз попытаться найти выход из создавшейся неблагоприятной ситуации, грозившей превратить это крупнейшее государство Востока в жалкий придаток западных держав. В результате была выработана новая линия развития, получившая в историографии название ...

Начало политической деятельности Сунь Ятсена
Параллельно с буржуазно-реформаторским, в Китае в конце XIX в. возникает и более радикальное революционное направление, ярким представителем которого стал Сунь Ятсен (1864-1925). Выходец из крестьянской семьи южнокитайской провинции Гуандун, он в 1881 г. окончил миссионерскую школу на Гавайских островах, куда ранее эмигрировал в поисках ...

Реформа в удельной и государственной деревне.
Подготовка реформы в государственной деревне началась в 1861 г. Государственных крестьян к этому времени насчитывалось 9644 тыс. душ мужского пола. 24 ноября в 1866 г. был издан закон «О поземельном устройстве государственных крестьян». Сельские общества сохраняли земли, находившиеся в их пользовании, но не свыше 8 десятин на одну душу ...