Выводы

Итак, можно сделать такие выводы:

В Спарте ребёнок с самого своего появления на свет находился в распоряжении государства. Решение о его праве на существование или о его уничтожении не зависело от отца. Собиралась особая комиссия из старейшин и решала вопрос о его участи.

До семилетнего возраста ребенок оставался в родительском доме, под наблюдением женщин. Когда ему исполнялось семь лет, его отводили к педоному (воспитатель в Спарте), наблюдавшему за воспитанием всей молодежи. Педоном собирал детей в различные группы, называвшиеся ила (группа спартанских детей в возрасте от 7 лет). Соединение нескольких таких групп составляло класс (буям). Во главе каждой группы стоял илархэс, а во главе каждого класса – буягор, и тот и другой избирались из среды более старших мальчиков; буягор избирался самими детьми. Эти лица были обязаны руководить играми и гимнастическими упражнениями под наблюдением педонома и так называемых бидеоимов (подчинённые педонома, наблюдавшие за гимнастическими упражнениями), при которых находились мастигофоры (блюстатель общественного порядка, помощник воспитателя, исполнитель телесных наказаний хлыстом или розгой) с розгами. Многочисленные присутствующие следили за зрелищем с живым интересом; они имели право побуждать детей к тому или другому трудному упражнению, подзадоривать их на состязания, давать им советы, делать им выговоры и даже наказывать их.

С двенадцати лет мальчики ходили еле прикрытые, с непокрытой головой и босые; зимой и летом они носили одну и ту же одежду, которой им должно было хватать на целый год. Им коротко обстригали волосы. Им было запрещено мыться и душиться, за исключением редких определенных дней. Они спали без одеял на сене, на соломе, на тростнике или на камыше. Их пища была самая простая и выдавалась в таком скудном количестве, что не могла их насытить, так что они были вынуждены воровать себе еду. Эти кражи не заслуживали ничего кроме похвалы, если совершались с ловкостью, но попавшиеся воришки подвергались наказанию.

Кроме ежедневных упражнений, приучающих юношей терпеливо переносить боль, в Спарте практиковались испытания бичеванием, повторявшиеся ежегодно перед алтарем Артемиды Ортийской. При этом испытании юношей бичевали до крови, причем они не имели права стонать или просить пощады под угрозой бесчестия. Тот, кто более стойко переносил испытание, провозглашался «победителем у алтаря»; были случаи, когда жертвы умирали под ударами.

Образование было очень ограничено. Исократ упрекает спартанцев даже в безграмотности. Чтение и письмо не входили в официальную программу, но большинство граждан выучивались этому самостоятельно. Но музыка входила в общественное обучение не только как развлечение, а как элемент нравственного развития; дети пели отрывки, соответствовавшие национальному духу, и играли на кифаре или на флейте.

Молодым позволялось присутствовать при трапезах взрослых и слушать их беседы. Здесь они наслушивались то разговоров об общественных делах, о похвальных или достойных упрека поступках предков или современников, то были свидетелями веселых и едких шуток и острот, свойственных этому народу. Они могли принимать участие в этих разговорах, выражать свои собственные чувства, отвечать на насмешки и затруднительные вопросы с находчивостью, быстротой и сдержанностью; особенно старались приучать их высказываться как можно короче.

Взрослые граждане имели право требовать уважения со стороны молодежи. Они находились по отношению друг к другу в положении учителя и ученика, начальника и подчиненного. Взрослые могли делать замечания мальчикам и юношам и даже их наказывать; если ребенок жаловался дома, отец еще сильнее его наказывал. Дети принадлежали столько же государству, сколько своим семьям. Все старцы почитались ими наравне с родным отцом. Скромность и сдержанность спартанской молодежи удивляли всю Грецию; они были молчаливы, как статуи, едва поднимали глаза, всегда сохраняли строгий вид и ходили степенно, с руками, прикрытыми плащом.

С наступлением восемнадцатого года мальчики поднимались на следующую ступень общества и получали название кандидатов (девятнадцатилетние спартанские юноши, служившие в пограничных, разведывательных и вспомогательных войсках). Тогда они проходили службу аналогичную службе афинских эфебов. По истечению двадцати лет они переходили в регулярное войско и назывались эйренес (спартанские юноши от двадцати до тридцати лет, которые готовятся стать гражданами). Наконец, в тридцать лет они входили в разряд вполне взрослых людей и могли основывать себе собственное хозяйство.

Сельское хозяйство
Сельское хозяйство в этот период, как и раньше, оставалось основой экономики страны, а сельские жители преобладали в составе населения (к концу века в городах проживало около 4 %). Развитие аграрного производства имело, в основном, экстенсивный характер и достигалось за счет следующих факторов: 1.Рост населения, что обеспечивалось как ...

Тайваньская альтернатива
В декабре 1949 года Цзян Чжунчжэн прилетел из провинции Сычуань на остров Тайвань, где и начался тайваньский период в его деятельности. Ему было за шестьдесят. Он уже допускал мысли об уходе от дел, от политики, но ситуация сложилась таким образом, что ему пришлось взять на себя ответственность за ту часть китайской нации, которая нико ...

Культ личности и борьба с ним
Большой ущерб нашему делу наносят зазнавшиеся руководители. Н. С. Хрущев После смерти Сталина Центральный комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения её в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными к ...